nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ИЛЬИ РЕПИНА

Часть 2.

         В «Воскрешении дочери Иаира» Илья Репин с блеском разработал библейскую тему, подчинившись требованиям Академии, но параллельно он писал вещь совершенно иной проблематики – своих знаменитых «Бурлаков на Волге». Полотно это он задумал еще в 1868 году, когда увидев бурлаков, тянущих плоты по берегу Невы, поразился контрасту между праздной публикой, гуляющей на набережной, и оборванными людьми, занимающимися тяжелейшим физическим трудом. Вернувшись домой, он начал создавать наброски с изображением «тягловой
живой силы».
         Позднее, уже в 1870 году вместе со своими друзьями Федором Васильевым и Евгением Макаровым, Илья Репин отправился в творческое путешествие по Волге. Деньги, целых двести рублей, получил от кого-то из своих покровителей Васильев. Молодые люди полностью погрузились в жизнь простого волжского люда, заводили новые знакомства, ночевали в крестьянских избах или прямо на берегу Волги у костра. И однажды Репин встретил «совершеннейший тип желанного бурлака». Это был человек по фамилии Канин, который фактически задал тон всей картине (он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). В 1872 году Репин провел на Волне еще один сезон, заканчивая работу над полотном Окончательно «Бурлаки» были завершены в 1873 году и тогда же представлены публике.
        «Бурлаки» выставлялись не только в России, но и на международной выставке в Вене, после чего Репин обрел европейскую известность.Немецкий искусствовед Норберт Вольф, утверждал, что картина «Бурлаки на Волге» оказалась сенсацейдля международного художественного сообщества, потому что её автор «монументализировал жанровую сцену, „низшую“ в академической классификации. Каждый из героев полотна несёт в себе печать индивидуальности; в то же время вся группа персонажей, помещённая в экзистенциальный и примордиальный ландшафт, напоминает процессию проклятых из «Божественной комедии» Данте…»
        В этот же период, в 1872 году, Илья Репин женился. Его избранницей стала юная Верочка Шевцова, дочь известного архитектора и академика архитектуры Алексея Ивановича Швецова и сестра однокашника Репина Александра. Это была довольно распространенная практика, когда будущие художник женились на сестрах/кузинах/прочих родственницах своих товарищей по Академии, в семьях которых они часто бывали (не так давно, например, в тексте о Валентине Серове я упоминала о том, что его товарищ по Академии Владимир Дервиз женился на кузине Серова Надежде Симонович).
         Репин познакомился с Верой, когда ей было всего девять лет, а позднее, когда она училась в Мариинском институте, девочка-подросток поняла, что влюбилась в приятеля своего брата. Они поженились, когда Вере было всего шестнадцать лет, разница в возрасте составляла почти десять лет. В юности, как утверждали все ее знакомые, она была необычайно привлекательна:
«Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле…»
         И в то же время юная невеста едва ли соответствовала интеллектуальному уровню своего будущего супруга, однако она была девушкой участливой, дружелюбной и по-детски непосредственной, в общем, обычной и нормальной, воспитанной в уважении к традиционным семейным ценностям. Вероятно, она могла бы составить счастье и удачную партию абсолютно любому мужчине, но только не гениальному художнику.
      Вместо свадебного путешествия Репин сначала повез молодую жену в Москву, на открытие ресторана «Славянский базар», для которого он писал картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», а затем в Нижний Новгород, где продолжл искать мотивы и типажи для «Бурлаков» (да, это не Париж, и даже не Рим).
      В конце этого же года у Репина родилась дочь, которую назвали, так же, как и его жену, Верой, а потом еще трое детей – сын Юрий и еще две дочери Надежда и Татьяна.
         Брак продлился пятнадцать лет, а потом последовал развод, причина которого была вполне современной – неверность супруга. Надо сказать, что позднейшие исследователи творчества Репина, также, как и его современники, традиционно винят в разрыве Веру Алексеевну. Корней Чуковский, например, который дружил с художником, утверждал, что первая семья художника «по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству».
         Но на самом деле все, конечно, не так прямолинейно просто. Репин был богемным человеком, он хотел иметь открытый дом, был готов принимать гостей в любое время дня и ночи, да еще его постоянно окружали дамы, непременно желавшие позировать художнику. Вера Алексеевна вела дом, занималась воспитанием детей и ей было сложно принимать подобные вольности. К тому же Репин был очень сложным человеком для совместной жизни, у него постоянно менялось настроение, и угадать его заранее было невозможно.

         У детей Репина были и определенные проблемы с психическим здоровьем. С учетом того, что сам он вырос во вполне здоровой по этой части крестьянской семье, можно предположить, что негативная наследственность проявилась по линии Веры Шевцовой. Юрий Репин даже будучи вполне взрослым молодым мужчиной походил на мальчика-подростка. В детстве он перенес какую-то тяжелую болезни, которая возможно дала осложнения, которые проявились в инфантилизме, неспособности к самостоятельной жизни. Его даже иногда считали юродивым, поскольку время от времени он бродил по Петербургу босым и в каких-то обносках. Юрий не смог учиться в гимназии, и отец был вынужден забрать его из школы, чтобы он занимался с домашними учителями. Впрочем, художником он все же стал, но учился не в Академии, а у своего отца (хотя Илья Ефимович преподавал и в Академии).
        Вторая дочь Репина, Надежда, была неизлечимо больна. Еще в ранней юности у нее проявились признаки душевного расстройства, которые приводили к постоянным обострениям. С ней у Репина тоже было очень много проблем.
Окончательный разрыв отношений между Ильей Ефимовичем и Врой Алексеевной произошёл в 1887 году.Расставшись, бывшие супруги поделили детей, старшие остались у отца, а младшие переехали к матери. Вера Алексеевна вполне в современном стиле отомстила бывшему мужу, настроив детей против него. Впоследствии отношения Репина и его детей так и остались натянутыми.
        Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов упомянул об этом в письме к Марку Антокольскому, беспокоясь о душевном самочувствии друга:
        «…Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?»

Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Как-то раз известную хозяйку парижского салона госпожу де Тансен спросили, почему умные люди часто совершают ошибки в обычной жизни. - Умные люди…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 6. Письма к госпоже Каландрини События последних семи лет жизни «Прекрасной черкешенки» (с 1726 по 1733) мы…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments