nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЕДКО БЫВАЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ

       По прочно сложившейся и довольно идиотской традиции в начале и в конце учебного года школьников массово ведут в музеи. В самые разные: художественные и краеведческие, технические и военные. Главная идея этого процесса, видимо, заключается в том, что их педагоги, во-первых, разом выполняют план по эстетическому и патриотическому воспитанию, а во-вторых, передают хоть на какое-то время детей на руки экскурсоводам, получая кратковременную передышку от учебно-воспитательного процесса.
          Самое неприятное для экскурсоводов и сотрудников музеев здесь заключается в том, что ни дети, ни даже зачастую взрослые, которые их сопровождают, понятия не имеют, как вести себя в музее, чтобы получить хотя бы минимум положительных впечатлений. Эта инструкция предназначена для них.

          ● Прежде, чем отправиться в музей, выясните, когда он работает, чтобы не очутиться у закрытых дверей. В нашей стране музеи бывают закрыты для посетителей чаще всего в понедельник или во вторник, но, как говорится, возможны варианты. Зато в выходные – субботу и воскресенье большинство из них непременно работает. Если Вы заодно заранее закажете и экскурсию, например, индивидуальную, то Вас вообще примут там с распростертыми объятьями. Подобные услуги сейчас предоставляют везде, а если это почему-то нельзя сделать официально, то всегда можно договориться с кем-то из сотрудников частным образом. Стоить все это будет не слишком дорого.

          ● Вы пришли в музей в первый раз, и его экспозиция Вам не знакома. Начинайте смотреть все по порядку. Не выпендривайтесь, спросите у смотрителей, где начало, и ступайте туда. Дальше Вы уже пойдете по указателям, а сами залы чаще всего расположены друг за другом, анфиладой, так что Вам будет нужно только выбрать правильное направление. Не забывайте, что основная цель экспозиции любого художественного музея – в меру имеющихся в нем возможностей показать историю развития русского или прочего искусства.

          ● В зале не пытайтесь подробно разглядеть все, что там есть. Посмотрите две-три вещи, которые привлекли Ваше внимание, а потом можете поинтересоваться именами авторов и другой информацией, которую размещают рядом с произведениями. Если Вы будете детально разглядывать все картины, да еще и читать все комментарии, это быстро Вас утомит. А еще через пару залов Вы совершенно выдохнетесь.

          ● Ни в коем случае не пытайтесь переписать все тексты с плакатов в зале, все названия картин и все имена художников. Вам такая полная информация вряд ли понадобится еще когда-нибудь, и нечего составлять собственный каталог вместо музейных работников, это им платят деньги за такую работу. Лучше купите себе уже готовый каталог или путеводитель на выходе из музея, заодно внесете свой вклад в развитие музейного дела в России.

         ● Если Вы устали, и Вам все надоело, не жалейте денег, потраченных на билет, бросайте эту бодягу, и ступайте на свежий воздух, в кафе или отдыхать домой. Не портите себе впечатление, лучше прийти в музей еще раз.

          ● Как бы Вас не занимало то, что вы видите, постарайтесь вести себя сдержанно. Не стоит кричать от восторга «Вау!», бегать по залам, трогать картины и скульптуры руками, садиться на антикварную мебель или во весь голос обсуждать впечатления со своими друзьями (между прочим, всем этим грешат не только дети, но и взрослые). Не стоит обижаться на музейных работников, если они делают Вам замечания. Они просто выполняют свою работу, чтобы сохранить произведения искусства для тех, кто придет в музей после Вас. А для того, чтобы посидеть и отдохнуть, в залах есть и не антикварная мебель. И разговаривать вполголоса тоже иногда очень приятно.

          ● Если Вы собираетесь в музей, чтобы увидеть какое-то конкретное произведение или определенную часть экспозиции, постарайтесь заранее выяснить, возможно ли это, чтобы потом не испытать разочарование. Вещь может оказаться на реставрации или на выставке в другом городе или даже стране, а экспозицию могут по каким-то причинам временно закрыть. Но если даже то, за чем Вы пришли в музей, оказалось недоступным, не расстраивайтесь и не скандальте, а постарайтесь компенсировать неудачу, посмотрев что-то другое, возможно не менее занимательное.

          ● Если Вы внезапно почувствуете себя в музее плохо, у Вас начнет болеть или кружиться голова, Вы почувствуете тошноту или слабость, немедленно выходите на улицу. Это значит, что Вы отравились, надышавшись испарениями от масляной живописи, которая и составляет основную часть любой музейной экспозиции. Масляные краски довольно токсичны, а некоторые люди бывают особенно чувствительны к этим ядам. Между прочим, то, что среди художников встречается изрядное количество алкоголиков, может быть следствием постоянного отравления парами от масляных красок, растворителей и т.п.

          ● Не стесняйтесь задавать вопросы, даже глупые, музейным сотрудникам. В конце концов, общение с посетителями – это тоже их работа. А иногда полезную информацию Вам сможет дать даже скромная смотрительница преклонных лет, которая, постоянно сидя в зале, выслушала не одну сотню экскурсий и имеет на все собственный взгляд. А уж рассказать, что где висит, она сможет непременно.

         P.S. В бытность мою экскурсоводом я наблюдала только одну идеально организованную группу учащихся. Это были курсанты одного из военных училищ. Командир сразу предупредил их, что если кто-то что-то не так сделает или получит замечание от сотрудников музея, то их ждут страшные кары вроде внеочередных нарядов и отмены увольнительных в город. В результате молодые люди боялись лишний раз вздохнуть, не то что пошевелиться, а из зала в зал переходили строго строем, печатая шаг.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ

    Герард Доу. Отшельник Один старец-отшельник как-то сказал: - Если монах говорит о себе: «У меня есть смирение», - несомненно,…

  • СВЯТАЯ ЛЮЦИЯ, она же ЛЮЧИЯ

    Франческо дель Косса. Св.Люция Люция, дева-мученица из Сиракуз (Сицилия) в Италии, - одна из тех святых, которые действительно,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Пьетро Масканьи — дирижер. Карикатура из английского журнала "Vanity Fair". 1912 Однажды, когда итальянский композитор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments