nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ДОХОДНЫЕ ДОМА ЭПОХИ РОКОКО

        Городскую среду Парижа помимо отелей и, возможно, даже в большей степени, чем отели, в 18 веке формируют доходные дома буржуазии. В эту эпоху их было принято называть “les maisons d`accompagnement”, то есть «дома сопровождения». Очевидно, под этим понималось то, что они сопровождали дворцы и частные отели, считавшиеся в ту эпоху более значительными постройками.
        К началу 18 века в Париже многие старые доходные дома, построенные еще в 16-17 веках разрушаются, а на их месте возводятся новые. В предыдущую эпоху этажность городских домов была ограничена пятью этажами, теперь этот запрет сняли, и некоторые дома достигают восьми этажей. В целом, планировка и структура фасада этих домов остается прежней, в основе своей восходя к труду Пьера ЛеМюэ «Манера хорошо строить для всех» (Le Muet P. Maniere de bien bastir pour toutes sortes des personnes,1647, повторное издание 1663). Эта система была закреплена и в 3 томе «Курса архитектуры» Ж.-Ф.Блонделя (Blondel J.-F. Le cour d`architecture, 1771-1777).
        На первом этаже доходного дома размещались помещения для одной или двух лавок, значение второго этажа, где обычно располагалась самая дорогая из квартир, сдаваемых внаем, подчеркивалось балконом. Выше на 3-5 этажах располагались более дешевые квартиры. В таком доме могла быть и мансарда. К декоративным элементам, украшавшим фасады таких домов, можно отнести рустовку, скульптурное обрамление окон, створки дверей, решетки на окнах и балконах.
       Чаще всего эти декоративные элементы исполнялись по эскизам архитектора, хотя обычно заказчик-буржуа приглашал его в качестве организатора работ (подрядчика). Очевидно, что подобное отношение предполагало полную творческую свободу архитектора, во всяком случае, в том, что касалось выбора элементов декора. Известно, что архитектор Ж.-Б.Вотрен, строивший дом Вотар на улице Уери, получил плату за подобные эскизы решеток и скульптурного орнамента.
        В первой половине XVIII века архитекторы используют рокайльные формы для декоративных элементов доходных домов, следуя модным тенденциям, заложенным и закрепленным в строительстве частных особняков. Чаще всего это раковины, маскароны, завитки, изогнутые линии, которые украшают окна, дверные створки или решетки доходных домов.
        Иногда архитекторы сами выступали в качестве инициаторов строительства подобных дома, предназначая их к дальнейшей перепродаже или же используя для извлечения доходов для себя. Известно, что такие предприятия весьма активно осуществлял Ж.-М.Оппенор.
        Судить о внутренней планировке и о декоративном оформлении интерьеров квартир в таких домах достаточно сложно, поскольку подобные образцы не сохранились. Однако, это очень интересная проблема, так как именно в обстановке квартир доходных домов проходили салонные собрания – основная форма культурной жизни 18 века. Хозяйки салонов чаще всего были недостаточно богаты, чтобы строить себе собственные отели, поэтому они снимали квартиры и обставляли их по своему вкусу и с учетом материальных возможностей. Причем, это оформление не всегда соответствовало общепринятой моде. Известно, например, что в квартире Адриенны Лекуврер стены были покрыты гобеленами, что является редкостью в эту эпоху.
        Признаки стиля рококо можно найти во всех основных типах светских построек этой эпохи. Они составляют конструктивную, плановую и декоративную основу отелей, дворцов, замков, павильонов, общественных построек, а в доходных домах проявляются в декоративном оформлении фасадов.
 
Tags: архитектура, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    КАНУН РОЖДЕСТВА/ СОЧЕЛЬНИК/ КУТЕЙНИК Михайло Мороз. Колядки. 1930 Наши предки в основной массе, вероятно, были добрыми христианами. Они…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    ВСЕМ, КТО ЧИТАЕТ МОЙ БЛОГ Кажется, всех нас можно поздравить не с наступающим, а с тем, что мы почти дотянули до конца предыдущего года, такого…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ, или КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ СТАРЫЙ ГОД И ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ Константин Юон. Волшебница Зима. 1912 Наши предки знали толк в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments