nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ ЕЛЕНА, ИМПЕРАТРИЦА И АРХЕОЛОГ

Часть 2.

        Как бы там ни было, в 326 году, в возрасте около восьмидесяти лет Елена решила совершить паломничество в Иерусалим. Константин, судя по всему матушку любил, уважал и не смел ей перечить, так что не стал ее отговаривать от этого дальнего и опасного путешествия, а постарался обеспечить ей максимальный комфорт и безопасность. Согласно свидетельствам изумлённых современников «…старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток…»
         К тому же, Елена утверждала, что получила прямое указание совершить паломничество во сне от самого Иисуса, который и направил ее на поиски священных реликвий: «…<Елена> имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Согласно «Хронографии» Феофана «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях…»
      Но, похоже, что на самом деле все было совсем не так благостно. Прибыв в Иерусалим с твердым намерением отыскать подлинные реликвии Иисуса Христа, Елена изначально нацелилась найти Истинный Крест, на котором Спаситель был распят. Римляне, управляющие Иерусалимом, ничем помочь ей не могли, и тогда решительная дама повелела собрать еврейских мудрецов, вполне логично предположив, что стоит обратиться к местным жителям.
        Беседу она начала довольно жёстко, сразу пригрозила мудрецам сожжением, если они не сообщат ей, где искать Истинный Крест и пещеру Гроба Господня. Мудрецы посоветовались и сдали ей некоего Иуду Кириака, сообщив, что у него должны были сохраниться записи, сделанные еще его отцом, которые указывали путь к Голгофе и прочим историческим достопримечательностям Иерусалима.
        Иуда почему-то оказался несговорчивым, и отказался просто так отдать Елене свой фамильный архив. Тогда Елена поступила еще жестче. Иуду бросили в колодец, и предоставили на выбор либо умереть от голода, либо выдать нужную информацию. После семидневной голодовки Иуда не только согласился показать искомое место, но также и пообещал признать Иисуса Спасителем и креститься.
        Как оказалось, еще двести лет назад над местом, где был распят Иисус, римляне построили храм Венеры. Ехидство замысла заключалось в том, что, приходя поклониться Спасителю, христиане были вынуждены преклонять колени перед алтарем в храме языческой богини. Елена приказала разрушить языческий храм и начать раскопки, руководить которыми она назначила несчастного Иуду Кириака.
        Разумеется, никаких хотя бы относительно научных принципов ведения археологических раскопок в те времена не существовало. О том, что нужно аккуратно снимать почву слой за слоем, фиксировать все найденные находки, какими бы незначительными они не казались, все детально описывать и зарисовывать, ни Елена, ни Иуда Кириак понятия не имели. В итоге был просто выкопан котлован глубиной двадцать метров (либо под слоем почвы был найден вход в пещеру), на дне которого и обнаружились три стандартных римских креста, традиционно используемых для казни распятием.
        Поскольку крестов было три, Елена пришла к выводу, что они и есть те самые, на которых были распяты Иисус и двое разбойников одновременно с Ним. Но кресты были абсолютно идентичны, так что вставал вопрос, на котором именно находился Спаситель во время казни. Был проведен научный (следственный) эксперимент. Как раз в тот момент на окраине Иерусалима появилась погребальная процессия – несли тело молодого мужчины. Когда над ним склонили два первых креста, ничего не произошло, но когда склонили третий – юноша сразу воскрес из мертвых (летаргия?). Естественно это сразу же определило Истинный Крест.
     По другой версии подлинность Креста была обнаружена, когда, прикоснувшись к нему, некая знатная горожанка излечилась от тяжелой болезни. Но более реалистичен вариант, по которому на Истинном Кресте, обнаружилась табличка с надписью «Иисус Христос – Царь Иудейский». Как известно, кресты обычно снабжались такими пояснительными табличками, чтобы публика знала кого казнят. Табличка окончательно подтвердила подлинность находки (если, конечно, ее не изготовил сосед Иуды Кириака Изя Рабинович за пару шекелей).
        Позднее Елена при активном содействии Иуды нашла еще и гвозди, использовавшиеся при Распятии. После этой находки Иуда был крещен, и вскоре стал епископом Иерусалима, унаследовав эту должность после Макария.
        Исполнив задуманное, Елена продолжила паломничество (рекламный тур) по Ближнему Востоку, целью которого стало теперь прославление императора и окончательное утверждение христианства, которое Константин по требованию матери признал, наконец, государственной религией Римской империи:
        «…Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения…»
        Согласно историческим источникам, Елена разделила Животворящий Крест на две части, одну она поместила в серебряную дарохранительницу и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину. Император велелвставить еев свою статую, установленную на колонне на площади Константина в Риме.Также Константин получил в подарок два гвоздя от Креста, один поместили в диадему, а другой – в уздечку. Часть найденных реликвий Елена даровала основанным ей на обратном пути храмам и монастырям.
      Елена умерла в 330 году в Константинополе, либо в Трире, где у нее был дворец, или же в Палестине. Источники указывают, что она «…окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».
        Ее считают покровительницей изготовителей игл и гвоздей, шахтёров (потому что кресты она нашла в пещере), красильщиков (непонятно почему), и, разумеется, археологов.
        В изобразительном искусстве существует несколько вариантов изображения Елены. Наиболее ранние ее изображения датируются первой четвертью 4 века. Это оплечные профильные изображения на монетах. Также в Капитолийских музеях Рима находится скульптура того же 4 века, которую принято считать портретом Елены в молодости. Скульптор представил ее сидящей с диадемой на голове. Еще один античный вариант головы Елены также датируемый 4 веком хранится в Копенгагенской глиптотеке.
        В христианской иконографии Елену принято изображать в императорских одеждах с короной на голове. В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Обычно ее сопровождает ее сын император Константин, а отдельные изображения Елены более редки. Довольно часто художники представляют Елену практически ровесницей сына, дамой средних лет, хотя существуют и варианты ее изображения в пожилом возрасте.
 
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments