nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИЛЬЯ РЕПИН «ЗАПОРОЖЦЫ»
      Если бы Илья Репин жил в наше время, то он точно считался бы украинцем по национальности, ведь родился он в Чугуеве под Харьковом, и предки его были из тех же мест. Но вот в дореволюционной России гораздо большее значение, чем национальность и место рождения, для человека имело его вероисповедание и сословная принадлежность. Зато художественная среда равняла всех: и крестьянского сына с Украины Илью Репина, и поповича из глухой деревни под Вяткой Виктора Васнецова, и польского дворянина Генриха Семирадского, и представителя купечества из Елабуги Ивана Шишкина. Как это ни странно, но социальный лифт в те времена, хоть со скрипом, но возносил талантливых молодых людей к вершинам славы и успеха.
      Но, похоже, что украинское происхождение, так или иначе, оказывало влияние на творчество Репина. Одной из самых первых его работ, например,  была акварель «Бандурист». Это была копия картины чугуевского художника Якова Логвинова, которого Илья Репин сам выбрал себе в учителя. Репин копировал работу своего наставника, когда ему было всего пятнадцать лет, в 1859 году, а потом эта акварель всегда была с художником, где бы он ни жил. С 1903 года, с того времени, когда Репин окончательно обосновался в своем имении Пенаты, акварель «Бандурист» находится в столовой усадьбы. Надо полагать, что хозяину дома было очень приятно каждый день по несколько раз видеть свою самую первую настоящую картину.
      Украинская тематика с того момента довольно часто появлялась в работах Репина.Живя в Москве или в Петербурге, путешествуя по Европе или по России, или же оставаясь безвылазно в Куоккале, Илья
Ефимович периодически обращался к сюжетам, связанным Украиной: «Праздничный вечер в деревне» (Вечорницi, 1881), «Портрет Софьи Драгомировой» (1889), «Конец черноморской вольницы» (1900-е), «Гопак» (1927).
      Но самым серьезным полотном, написанным на соответствующую тему, без сомнения можно назвать «Запорожцев» (1880-1891). Как водится, и этой картине Ильи Репина, было дано народное название «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое, вероятно более точно определяет суть происходящего на холсте.
      История картины начинается в 1878 году, когда у Репина впервые появился замысел большого полотна на тему из истории Украины. В 1870-х годах этнограф-любитель Яков Новицкий из Екатеринослава разыскал в местном архиве копию легендарного письма, отправленного запорожцами турецкому султану в 1676 году, сделанная в XVIII веке. Сам подлинник этого письма, видимо, не сохранился (по логике, вероятно, его следует искать в турецких архивах). Новицкий передал
документ известному историку Дмитрию Яворницкому. Тот однажды зачитал его своим гостям, среди которых был и его хороший знакомый Илья Репин. Яворницкий отнесся к письму запорожцев как к некоему курьезу, ахудожник заинтересовался им всерьез, и уже в 1880 году начал делать первую серию этюдов и набросков к будущей картине.
      В том же 1880 году вместе со своим юным учеником Валентином Серовым (ему тогда было пятнадцать лет, занятная параллель) Репин отправился в путешествие по Запорожью, и создал целую серию набросков и зарисовок «Малороссийские типы», многие из которых впоследствии были использованы в основном полотне.
      В 1888 году художник повторил путешествие по Малороссии уже по другому маршруту, проехав на поезде, лодке и верхом до станицы Пашковской, где он сделал серию набросков потомков запорожских казаков.
      В 1880 году Репин создал первый вариант или, скорее эскиз «Запорожцев», который в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Эту работу художник неоднократно дорабатывал, а позднее использовал в качестве основы для двух последующих вариантов картины, один из которых в настоящее время хранится в Русском музее Петербурга, а другой – в Харьковском художественном музее.
      Исследователи творчества Репина полагают, что больше ни над одной картиной художник, который в принципе очень внимательно подходил к каждому своему полотну,  так тщательно не работал. Репин больше десяти лет изучал исторические документы и материалы, собирал подробные сведения о повседневном быте Запорожской Сечи, даже начал коллекционировать подлинные исторические артефакты. В его доме в Пенатах до настоящего времени хранятся некоторые вещи из этой коллекции: кривая турецкая сабля с рукоятью из бледно-зеленого рога и турецкое фитильное ружье, кожаный кисет, отделанный бахромой, кожаная фляга для вина, любимый музыкальный инструмент запорожцев торбан, который Репин ошибочно считал бандурой, а также настоящий турецкий флаг.
       Историк Дмитрий Яворницкий (иногда упоминается вариант написания фамилии – Эварницкий), который в то время был величайшим авторитетом во всем, что касалось истории Украины 17 века, утверждал, что во время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Кстати, Яворницкого можно увидеть в самом центре картины – он изображает писаря с ехидной улыбкой. Между прочим, чтобы заставить приятеля, который во время сеанса позирования был в плохом настроении, улыбнуться, Репину пришлось показывать ему альбом с карикатурами.
      Сюжет картины основывается на историческом факте, согласно которому в1676 году султан Османской империи Магомет (Мухаммед, Мехмед) IV отправил в Запорожскую Сечу послание с требованием к запорожцам подчиниться ему под страхом поголовного уничтожения, как это сделал правобережный гетман Пётр Дорошенко. Султан был разгневан, поскольку запорожцы разбили его 15-тысячное войско. Ответ турецкому султану был составлен кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в весьма язвительных и максимально оскорбительных для султана выражениях.
      Вторым источником вдохновения для Репина послужила повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба», которая наполнила достаточно сухие исторически факты биением подлинной жизни, реальными персонажами, харектерами и обстоятельствами. Не случайно вымышленные герои из литературного произведения: Тарас Бульба, его сыновья Андрий и Остап, соседствуют на холсте с вполне реальным кошевым атаманом Иваном Дмитриевичем Сирко. Игорь Грабарь утверждал, что гоголевские герои словно «ожили на полотне».
       Репин был настолько увлечен миром запорожцев, воссозданным под пером Гоголя, что даже со своими детьми играл в «Тараса Бульбу». Илья Ефимович  и его дети переодевались в украинские костюмы. Сам Репин изображал Тараса Бульбу, а старшие дочери были сыновьями Тараса: Вера – Остапом, а Надя – Андрием. Для младшего сына Юрия, которого Илья Ефимович даже собирался изобразить среди запорожцев на картине, был сшит совершенно настоящий украинский костюм: желтый жупан с откидными рукавами  и шаровары. А подлинную вышиванку привез для мальчика с Украины его крестный художник Александр Мурашко. Для полного правдоподобия Юрию выбрили голову и оставили чуб, настоящий оселец, который сначала был совсем маленьким, а потом отрос до такой степени, что его приходилось заматывать за ухо.
       Сохранился рисунок, изображающий Юрия Репина в украинском костюме с чубом, заправленным за ухо. Но в окончательный вариант полотна образ маленького запорожца включен не был.
       Илья Репин явно был по-настоящему влюблен в своих героев. Стасову он так писал о запорожцах:
       «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»
       А вот строки на эту же тему из письма к Лескову:
      «…А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…»
      Репин очень долго подбирал подходящих героев для своего полотна и работал над эскизами, которые писал в станице Пашковской, в Екатеринодаре и в поместье Качановка Черниговской губернии. И любопытно, что моделями для Репина в «Запорожцах» побольшей части послужили его знакомые, принадлежавшие к самым разным национальностям и к самым разным слоям населения. Помимо Яворницкого, ставшего моделью для образа писаря, художнику позировали известный журналист Владимир Гиляровский и генерал Михаил Драгомиров (атаман Иван Сирко), художник Иван Циоглинский (казак с залихватскими усами в красной шапке, сидящий с краю слева), барон Александр Икскуль фон Гильденбандт (Андрий), художник Николай Кузнецов (Остап), профессор Петербургской консерватории Александр Рубец, между прочим, земляк Репина из Чугуева (Тарас Бульба), коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший (мрачный казак в черной папахе в центре) и т.д.


       Композиция вообще кажется довольно динамичной за счет экспрессивных жестов и эмоциональных реакций героев картины, живо и заинтересованно обсуждающих наиболее оскорбительные формулировки своего письма, а также за счет включения более ярких деталей, разбивающих достаточно монотонный общий серо-коричневый колорит картины. Сцену как будто ограничивают и фиксируют две фигуры казаков (в черных шароварах слева и в белой свитке справа), размещенных у краев полотна.
       Основной вариант картины был завершен в 1891 году. Первый показ оказался весьма удачным, хотя Репина и раскритиковали за то, что по мнению многих картина была «исторически недостоверной». Однако, Репин с большим успехом выставил «Запорожцев» на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм), а затем в 1892 году полотно купил император Александр III. Эта сделка принесла Илье Репину 35 тысяч рублей (фантастическая сумма!). Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции перешла в собрание Русского музея.
       Но еще до окончания работы над основным вариантом «Запорожцев», в 1889 году Репин начал работу над вторым вариантом, который остался незавершенным. Это полотно немного меньше по размерам, чем первоначальный варианти является, так сказать, камерной версией. Второй вариант «Запорожцев», который сейчас хранится в Харьковском художественном музее, художник постарался сделать более «исторически достоверным», однако первый вариант кажется более логичным и выверенным с точки зрения характеристик персонажей.
      P.S.Текст письма запорожцев турецкому султану Магомету IV  в переводе на современный русский язык:
       «Запорожские казаки турецкому султану!
       Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт ты, высрана твоя морда. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распро…б твою мать.
       Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х… крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, ну и мать твою …б.
       Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в сраку нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Затруднительное предложение. Ок.1715-16 Когда юный граф Юг-Каликст де Монморен должен был впервые явиться ко Двору, его мать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments