nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

«ГАБРИЭЛЬ Д`ЭСТРЕ С СЕСТРОЙ»:
В ШАГЕ ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ КОРОНЫ

         Некоторые весьма известные произведения искусства, казалось бы изученные со всех сторон, тем не менее по-прежнему весьма основательно хранят свои тайны, которые никак не могут быть окончательно и бесповоротно разрешены исследователями. Такой картиной, полной доселе неразгаданных тайн, является и «Габриэль д`Эстре с сестрой».
         В этой картине на первый взгляд кажется непонятным абсолютно все, но, тем не менее, начнем по порядку. Картина была написана в самом конце 16 века, предположительно в 1594 году, одним из художников школы Фонтенбло, чье имя не установлено. К школе Фонтенбло традиционно относят итальянских, французских и фламандских маньеристов, работавших при французском дворе в 1530-70-х гг. (первая школа Фонтенбло) и в 1590-1620-х гг. (вторая школа Фонтенбло). Портрет Габриэль д`Эстре считается довольно типичным для второй школы Фонтенбло, поскольку одним из излюбленных мотивов ее мастеров были эротические композиции с довольно запутанной иконографической символикой. К тому же тип изображения обнажённой дамы в ванной, который
появился во французском искусстве еще в середине 16 века, был очень популярен именно среди художников школы Фонтенбло, и существует несколько подобных вариантов двойного портрета сестер д`Эстре, самым значительным из которых считается тот, в котором обе девушки изображены анфас (в остальных сестра Габриэль показана со спины).
        В названии картины обозначены имена изображённых моделей: фаворитки Генриха IV Габриэли д`Эстре и ее сестры Жюльенны д`Эстре, герцогини де Виллар. Впрочем, если в личности блондинки, изображенной справа, никто не сомневается, это и есть прекрасная Габриэль, то девушка с более темными волосами, находящаяся слева вызывает большие вопросы. Помимо Жюльенны д`Эстре в ней опознавали Маргариту Наваррскую, первую жену короля Генриха IV, а также Анриетту д`Антрагэ, его будущую любовницу.
        Впрочем, девушки на картине явно имеют черты фамильного сходства, так что, скорее всего, это действительно сестры Габриэль и Жюльенна (но не обязательно, поскольку всего у Габриэль было шесть сестер и еще два брата). Семья д`Эстре традиционно отличалась изрядной свободой нравов. Бабушка Габриэль, мадам де ля Бурдезьер, была последовательно любовницей французского короля Франциска I, папы римского КлементаVII и императора Священной Римской империи, а по совместительству короля Испании Карла V.
        Мать Габриэли, Франсуаза Бабу де ля Бурдезьер в возрасте сорока восьми лет бросила свою семью, мужа Антуана д'Эстре и дочерей на выданье, и вместе со своим молодым любовником маркизом д`Аллегром отправилась в Иссуар в Оверни, где маркиз был губернатором. Через несколько лет их убили разгневанные горожане, и вполне в духе той малоцивилизованный эпохи, протащили обнажённые трупы своего губернатора и его любовницы по городу. Причем публику более всего заинтересовали модные косы на интимом месте дамы, в которые она вплетала разноцветные ленты:
        «…Слышал я о другой красивой и достойной даме, у которой волосы эти были настолько длинны, что она заплетала их, накручивая на шнурки или ленты пунцового либо другого цвета, завивая таким образом, точно букли на парике, а потом прикрепляла к ляжкам и в подобном виде показывалась иногда мужу или любовнику; в другое же время, убедившись, что волосы крепко завиты, распускала эти косички и щеголяла густым курчавым руном, на какое не поскупилась природа.
      Сами понимаете, сколько во всем этом было распущенности и бесстыдства: ведь дама не могла сама заниматься сей завивкою и, стало быть, препоручала это одной из своих горничных, самой приближенной; разумеется, подобное занятие возбуждало похоть во всех ее видах, какие только можно вообразить…»
        Когда Габриэли исполнилось 16 лет мать фактически продала ее в наложницы тогдашнему французскому королю Генриху III, ценой сделки были 6 тысяч экю, причем треть этой суммы осела в карманах посредника. По меркам того времени Габриэль бесспорно была необыкновенно хороша собой:
        «…Своей роскошной прической в виде косы, уложенной вокруг головы и украшенной оправленными в золото бриллиантами, она выгодно выделяла сь среди многих других дам. Хотя она носила платье из белого атласа, оно казалось серым по сравнению с природной белизной её тела. Глаза её небесно-голубого цвета блестели так, что трудно было определить, чего больше в них: сияния солнца или мерцания звёзд. Лицо её было гладким и светящимся, точно драгоценная жемчужина чистой воды. У неё были соболиные, темного цвета, изогнутые брови, слегка вздёрнутый носик, рубинового цвета чувственные губы, прекраснейшая, точно выточенная из слоновой кости грудь, и руки, кожа которых могла сравниться лишь со свежестью лепестков роз и лилий, отличались таким совершенством пропорций, что казались шедевром, созданным природой…»
        Но, в общем, это была довольно хорошенькая блондинка, не слишком умная в целом, но весьма практичная, которая обожала мужчин, деньги и драгоценности (наверное, она первая подписалась бы под знаменитой фразой о лучших друзьях девушки) и была предана своей семье. Похоже, что она даже не очень расстроилась,  когда Генрих III достаточно быстро отослал ее (она напоминала ему его нелюбимую супругу Луизу Лотарингскую, а какой смысл иметь любовницу, похожую на жену), и она перешла к некоему богатому финансисту Заме (также за весьма круглую сумму, полученную ее матерью). Затем Габриэль сменила еще нескольких любовников (кардинал де Гиз, герцог де Лонгвиль и т.д.), пока ее последний кавалер, герцог де Бельгард в 1590 году (Габриэль уже 19 лет) не представил ее Генриху IV.
        Генрих Наваррский ей не понравился: маленького роста, неопрятный и постоянно пахнущий чесноком, а, самое, главное, его шансы на корону Франции были тогда еще не слишком определенными. Но Генрих был очарован и впал в настоящее безумие. Судя по всему, он вообще обожал именно такой тип женщин – статных блондинок с хорошей фигурой. С того самого момента все, что делал Беарнец имело одну цель – покорить прекрасную Габриэль.
      А сама Габриэль была влюблена в красавчика Роже де Бельгарда, и при любой возможности изменяла с ним королю. Роже старался быть осторожным и на рожон не лезть, хотя всевозможные пикантные истории из серии «она и двое ее любовников» (или возвращается король из командировки…) стали достоянием истории. В конце концов, Бельгард предпочел не делить любовницу с королем и к глубочайшему ее разочарованию вполне удачно женился.
        В 1594 году, когда скорее всего и был написан двойной портрет сестер д`Эстре, любовная история короля и его любовницы приближалась к апогею. Тогда по инициативе Генриха был расторгнут брак Габриэль и Николя д’Амерваль де Лианкура, который был заключен за три  года до этого по инициативе самого короля, которому нужно было срочно выдать любовницу замуж за человека, который не будет проявлять к ней сексуальный интерес. В том же году Габриэль родила Генриху сына Сезара. Эти два факта и легли в основу трактовки иконографии картины.
        Итак, перед нами две молодые дамы, обнаженные до пояса, которые находятся в мраморной ванне, бортики которой затянуты драпировками. Поскольку в 16 веке принимать ванну для гигиенических целей не было принято (считалось, что нахождение в теплой воде расширяет поры кожи, через которые в организм человека может проникнуть какая-нибудь зараза), предполагается, что ванна наполнена вином либо молоком, что тогда использовалось в косметических целях.
         Первое, что привлекает внимание зрителя – это интимный и довольно эротичный жест Жюльенны, которая двумя пальцами правой руки сжимает (щиплет) сосок Габриэли. Есть версия, что это намек на будущую беременность фаворитки короля, либо, наоборот, свидетельство того, что роды уже состоялись. В любом случае, этот жест имеет отношение к тайне рождения герцога Вандомского Сезара (которая, впрочем ни для кого во Франции тайной не была). Любопытно, что несмотря на то, что обе девицы фактически воспитывались при дворе Генриха III, где процветала однополая любовь во всех ее проявлениях, никто и никогда не заподозрил сестер д`Эстре в противоестественной любовной связи.
         Габриэль держит двумя пальцами левой руки золотое кольцо с темным камнем (сапфир в цвет ее глаз?). Кольцо, возможно, является символом верности в любви, а возможно, это реальное кольцо, преподнесенное королем своей любовнице на тайную помолвку.
         Еще один персонаж полотна – это дама в розовом платье, занимающаяся шитьем, которую мы видим на заднем плане сидящей рядом с камином и со столом, накрытым зеленым покрывалом. Над швеей находится небольшая картина, на которой изображен обнаженный мужчина, лица которого не видно. Обычно эта деталь трактуется как намек на личность отца ребенка Габриэль – Генриха IV. Дама, как предполагается, шьет или вышивает праздничную ленту для новорожденного сына Габриэль.
         Но существует и альтернативная версия трактовки иконографии картины. Многие обращают внимание на то, что кольцо Габриэли не надето на ее палец. В этом можно увидеть намек на то, что женой Генриха и, соответственно, королевой, Габриэли стать так и не удалось, поскольку она умерла за несколько дней до назначенной свадьбы. Ванна по этой версии символизирует смерть, поскольку известно, что перед кончиной фаворитки королевский врач Ла Ривьер велел поместить Габриэль в ванну, чтобы смягчить ее боли. Тогда дама, держащая Габриэль за сосок, действительно может быть Маргаритой Валуа, а ее жест означает, что Габриэль родила королю детей, а Маргарита нет. Или же это следующая любовница Генриха, Анриетта д`Антрагэ, а ее жест демонстрирует своего рода преемственность кадров в постели французского короля. Дама, занимающаяся шитьем на заднем плане, соответственно, шьет погребальный саван для Габриэль. В таком случае полотно должно быть датировано 1599 годом.
         Со смертью Габриэль на самом деле все было совсем не так просто и понятно. В любом случае смерть молодой женщины (тогда ей было всего 29 лет), пышущей здоровьем и ожидающей очередного ребенка после трех вполне благополучных предыдущих беременностей, не могла не показаться странной. Документы, ставшие достоянием историков, свидетельствуют о том, что в тот момент, когда Генрих обещал своей любовнице жениться на ней, и сделать ее детей законными наследниками (к тому моменту Габриель помимо Сезара родила Генриху еще одного сына Александра, дочь Екатерину Генриетту и ждала еще одного ребенка), он уже вел переговоры о женитьбе на племяннице папского легата Алессандро Медичи, Марии.
        Разумеется, основная версия причин смерти Габриэль – отравление, которое могли организовать люди из окружения короля, которых не устраивало усиливавшееся влияние клана д`Эстре и то. что король разоряет государственную казну, чтобы ублажить любовницу и е ненасытных родственников. Впрочем, с тем же успехом заказчиком убийства мог быть и сам Генрих, который уже решил жениться на Марии Медичи.
        Однако сейчас версия отравления уже не является актуальной, и предполагается, что Габриэль умерла от эклампсии, позднего токсикоза беременности, при котором у женщины очень сильно повышается артериальное давление (а Габриэль перед смертью действительно жаловалась на сильнейшие головные боли), и начинаются судороги. Больная может умереть во время судорожного припадка или после его окончания от кровоизлияния в мозг, асфиксии и/или отека легких, а ребенок нередко погибает от острой гипоксии. Симптомы, предшествующие смерти Габриэль, описанные современниками и свидетелями ее страданий, действительно соответствуют этому заболеванию, которое и сейчас еще нередко оказывается смертельным.
        Если верен второй вариант трактовки иконографии полотна, то оно должно было быть написано уже после смерти Габриэль по заказу кого-то из ее родственников, с целью запечатлеть и поведать посвящённым тайну ее гибели.
        Мастера школы Фонтенбло никогда не отличались тонким психологизмом в трактовке портретов, однако художники умели нагрузить изображение многочисленными символическими элементами, значение которых в настоящее время уже не может быть до конца расшифровано. И, похоже, что нам так и не удастся выяснить все подробности жизни и смерти прекрасной Габриэль.

 
Tags: женщины, истории, портрет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Равель за фортепиано 7 марта 1928 года в Нью- Йорке на вечере, организованном в честь его 53- летия . За ним слева направо:…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Гинцбург. Василий Верещагин за работой 1892 Василий Верещагин терпеть не мог сам быть в роли модели для портрета, но однажды…

  • ЦИТАТЫ...

    Черноморские пластуны Владимир Гиляровский во время русско-турецкой войны служил в подразделении пластунов-охотников, то есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Равель за фортепиано 7 марта 1928 года в Нью- Йорке на вечере, организованном в честь его 53- летия . За ним слева направо:…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Гинцбург. Василий Верещагин за работой 1892 Василий Верещагин терпеть не мог сам быть в роли модели для портрета, но однажды…

  • ЦИТАТЫ...

    Черноморские пластуны Владимир Гиляровский во время русско-турецкой войны служил в подразделении пластунов-охотников, то есть…