
В ШАГЕ ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ КОРОНЫ
Некоторые весьма известные произведения искусства, казалось бы изученные со всех сторон, тем не менее по-прежнему весьма основательно хранят свои тайны, которые никак не могут быть окончательно и бесповоротно разрешены исследователями. Такой картиной, полной доселе неразгаданных тайн, является и «Габриэль д`Эстре с сестрой».
В этой картине на первый взгляд кажется непонятным абсолютно все, но, тем не менее, начнем по порядку. Картина была написана в самом конце 16 века, предположительно в 1594 году, одним из художников школы



В названии картины обозначены имена изображённых моделей: фаворитки Генриха IV Габриэли д`Эстре и ее сестры Жюльенны д`Эстре, герцогини де Виллар. Впрочем, если в личности блондинки, изображенной справа, никто не сомневается, это и есть прекрасная Габриэль, то девушка с более темными волосами, находящаяся слева вызывает большие вопросы. Помимо Жюльенны д`Эстре в ней опознавали Маргариту Наваррскую, первую жену короля Генриха IV, а также Анриетту д`Антрагэ, его будущую любовницу.
Впрочем, девушки на картине явно имеют черты фамильного сходства, так что, скорее всего, это действительно сестры

Мать Габриэли, Франсуаза Бабу де ля Бурдезьер в возрасте сорока восьми лет бросила свою семью, мужа Антуана д'Эстре и дочерей на выданье, и вместе со своим молодым любовником маркизом д`Аллегром отправилась в Иссуар в Оверни, где маркиз был губернатором. Через несколько лет их убили разгневанные горожане, и вполне в духе той малоцивилизованный эпохи, протащили обнажённые трупы своего губернатора и его любовницы по городу. Причем публику более всего заинтересовали модные косы на интимом месте дамы, в которые она вплетала разноцветные ленты:
«…Слышал я о другой красивой и достойной даме, у которой волосы эти были настолько длинны, что она заплетала их, накручивая на шнурки или ленты пунцового либо другого цвета, завивая таким образом, точно букли на парике, а потом прикрепляла к ляжкам и в подобном виде показывалась иногда мужу или любовнику; в другое же время, убедившись, что волосы крепко завиты, распускала эти косички и щеголяла густым курчавым руном, на какое не поскупилась природа.

Когда Габриэли исполнилось 16 лет мать фактически продала ее в наложницы тогдашнему французскому королю Генриху III, ценой сделки были 6 тысяч экю, причем треть этой суммы осела в карманах посредника. По меркам того времени Габриэль бесспорно была необыкновенно хороша собой:
«…Своей роскошной прической в виде косы, уложенной вокруг головы и украшенной оправленными


Но, в общем, это была довольно хорошенькая блондинка, не слишком умная в целом, но весьма практичная, которая обожала мужчин, деньги и драгоценности (наверное, она первая подписалась бы под знаменитой фразой о лучших друзьях девушки) и была предана своей семье. Похоже, что она даже не очень расстроилась, когда Генрих III достаточно быстро отослал ее (она напоминала ему его нелюбимую супругу Луизу Лотарингскую, а какой смысл иметь любовницу, похожую на жену), и она перешла к некоему богатому финансисту Заме (также за весьма круглую сумму, полученную ее матерью). Затем Габриэль сменила еще нескольких любовников (кардинал де Гиз, герцог де Лонгвиль и т.д.), пока ее последний кавалер, герцог де Бельгард в 1590 году

Генрих Наваррский ей не понравился: маленького роста, неопрятный и постоянно пахнущий чесноком, а, самое, главное, его шансы на корону Франции были тогда еще не слишком определенными. Но Генрих был очарован и впал в настоящее безумие. Судя по всему, он вообще обожал именно такой тип женщин – статных блондинок с хорошей фигурой. С того самого момента все, что делал Беарнец имело одну цель – покорить прекрасную Габриэль.

В 1594 году, когда скорее всего и был написан двойной портрет сестер д`Эстре, любовная история короля и его любовницы приближалась к апогею. Тогда по инициативе Генриха был расторгнут брак Габриэль и Николя д’Амерваль де Лианкура, который был заключен за три года до этого по инициативе самого короля, которому нужно было срочно выдать любовницу замуж за человека, который не будет проявлять к ней сексуальный интерес. В том же году Габриэль родила Генриху сына Сезара. Эти два факта и легли в основу трактовки иконографии картины.
Итак, перед нами две молодые дамы, обнаженные до пояса, которые находятся в мраморной ванне, бортики которой затянуты драпировками. Поскольку в 16 веке принимать ванну для гигиенических целей не было принято (считалось, что нахождение в теплой воде расширяет поры кожи, через которые в организм человека может проникнуть какая-нибудь зараза), предполагается, что ванна наполнена вином либо молоком, что тогда использовалось в косметических целях.
Первое, что привлекает внимание зрителя – это интимный и довольно эротичный жест Жюльенны, которая двумя пальцами правой руки сжимает (щиплет) сосок Габриэли. Есть версия, что это намек на будущую беременность фаворитки короля, либо, наоборот, свидетельство того, что роды уже состоялись. В любом случае, этот жест имеет отношение к тайне рождения герцога Вандомского Сезара (которая, впрочем ни для кого во Франции тайной не была). Любопытно, что несмотря на

Габриэль держит двумя пальцами левой руки золотое кольцо с темным камнем (сапфир в цвет ее глаз?). Кольцо, возможно, является символом верности в любви, а возможно, это реальное кольцо, преподнесенное королем своей любовнице на тайную помолвку.
Еще один персонаж полотна – это дама в розовом платье, занимающаяся шитьем, которую мы видим на заднем плане сидящей рядом с камином и со столом, накрытым зеленым покрывалом. Над швеей находится небольшая картина, на которой изображен обнаженный мужчина, лица которого не видно. Обычно эта деталь трактуется как намек на личность отца ребенка Габриэль – Генриха IV. Дама,

Но существует и альтернативная версия трактовки иконографии картины. Многие обращают внимание на то, что кольцо Габриэли не надето на ее палец. В этом можно увидеть намек на то, что женой Генриха и, соответственно, королевой, Габриэли стать так и не удалось, поскольку она умерла за несколько дней до назначенной свадьбы. Ванна по этой версии символизирует смерть, поскольку известно, что перед кончиной фаворитки королевский врач Ла Ривьер велел поместить Габриэль в ванну, чтобы смягчить ее боли. Тогда дама, держащая Габриэль за сосок, действительно может быть Маргаритой Валуа, а ее жест означает, что Габриэль родила королю детей, а Маргарита нет. Или же это следующая любовница Генриха, Анриетта д`Антрагэ, а ее жест

Со смертью Габриэль на самом деле все было совсем не так просто и понятно. В любом случае смерть молодой женщины (тогда ей было всего 29 лет), пышущей здоровьем и ожидающей очередного ребенка после трех вполне благополучных предыдущих беременностей, не могла не показаться странной. Документы, ставшие достоянием историков, свидетельствуют о том, что в тот момент, когда Генрих обещал своей любовнице жениться на ней, и сделать ее детей законными наследниками (к тому моменту Габриель помимо Сезара родила Генриху еще одного сына Александра, дочь Екатерину Генриетту и ждала еще одного ребенка), он уже вел переговоры о женитьбе на племяннице папского

Разумеется, основная версия причин смерти Габриэль – отравление, которое могли организовать люди из окружения короля, которых не устраивало усиливавшееся влияние клана д`Эстре и то. что король разоряет государственную казну, чтобы ублажить любовницу и е ненасытных родственников. Впрочем, с тем же успехом заказчиком убийства мог быть и сам Генрих, который уже решил жениться на Марии Медичи.
Однако сейчас версия отравления уже не является актуальной, и предполагается, что Габриэль умерла от эклампсии, позднего токсикоза беременности, при котором у женщины очень сильно повышается артериальное давление (а Габриэль перед смертью действительно жаловалась на сильнейшие головные боли), и начинаются судороги. Больная может умереть во время судорожного припадка или после его окончания от кровоизлияния в мозг, асфиксии и/или отека легких, а ребенок нередко погибает от острой гипоксии. Симптомы, предшествующие смерти Габриэль, описанные

Если верен второй вариант трактовки иконографии полотна, то оно должно было быть написано уже после смерти Габриэль по заказу кого-то из ее родственников, с целью запечатлеть и поведать посвящённым тайну ее гибели.
Мастера школы Фонтенбло никогда не отличались тонким психологизмом в трактовке портретов, однако художники умели нагрузить изображение многочисленными символическими элементами, значение которых в настоящее время уже не может быть до конца расшифровано. И, похоже, что нам так и не удастся выяснить все подробности жизни и смерти прекрасной Габриэль.