nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

НАНСИ СТАНИСЛАВА ЛЕЩИНСКОГО

         В первой половине 18 века помимо отелей реализуются и иные архитектурные проекты. Функциональное назначение сооружений определяет заказ, однако, формы, используемые архитектором, обычно ориентированы на рокайльный стиль, закрепленный в архитектуре отелей.
        Примером влияния рококо на формирование градостроительного комплекса может служить архитектура Нанси, столицы Лотарингии. В 1735 году Лотарингию получает в свое распоряжение тесть Людовика XV, бывший король Польши Станислав Лещинский. Его придворным архитектором становится ученик Жермена Боффрана Эммануэль Эре де Корни (1705-1763).
        В середине века Эре де Корни осуществил в Нанси одно из важнейших градостроительных предприятий. Старый и Новый город прежде были разделены обширной территорией, на которой в 1744 году Станислав и задумал разбить новую площадь, в центре которой расположить статую в честь Людовика XV. В 1752-1755 годах Эре подготовил планы и осуществил этот проект.
        За основную ось он принял площадь де ля Каррьер, по сторонам которой стояли отели с лаконичным декором фасадов (в их числе - отель де Краон работы Жермена Боффрана). На месте старой крепостной стены Эре возвел триумфальную арку, которая обозначала границу между Старым и Новым городом. Королевская площадь продолжала ось, которая вела к городской ратуше, длина и глубина площади были обусловлены присутствием улицы Сен-Николя (Доминиканцев) и улицы де Миним (Гамбетта). Поперечная ось, делящая площадь пополам, формировалась улицами Сен-Станислас и Сен-Катрин, их окончания были оформлены триумфальными арками.
        Если общий план комплекса определяла площадь де ля Каррьер, то тип и характер построек Боффрана, в частности, отель де Краон, послужил образцом для сооружений Эре де Корни: аркады в нижнем этаже, пилястры колоссального коринфского ордера, полуциркульные окна в бельэтаже Эре использует в ряде модификаций, в частности, возводя городскую ратушу. Это здание богато декорировано скульптурой: над фронтоном помещен герб Нанси, поддерживаемый аллегорическими фигурами, в тимпане - герб Станислава, окруженный грандиозными орлами; фасад увенчивают часы, обрамленные волютами. Балюстрада, скрывающая крышу, украшена скульптурой.
        По сторонам улиц Сен-Станислас и Сент-Катрин расположены павильоны, построенные в формах, подобных ратуше. На западе это отель Интенданта дворца Станислава (Гранд-Отель) и отель Откупщиков (муниципальный театр), на востоке - медицинская школа, которую продолжают театр комедии и частный отель.
        Все решетки, украшающие этот район, в том числе и решетки Королевской площади, были выполнены Жаном Лямуром, и представляют собой шедевр стиля рококо.
        В конце площади Каррьер находится Перистиль, окруженный колоннадой. Павильоны, расположенные напротив входа, имеют в первом этаже аркады, составляющие колоннаду, и второй этаж, оформленный пилястрами. Колоннада открывается в сторону  Ля Пепинье и площади Сент-Эрвр триумфальными арками. Королевская площадь, площадь Каррьер и Перистиль составляют замкнутый ансамбль, подобного которому не существовало прежде в истории архитектуры, и который, по сути, есть порождение нового времени и нового архитектурного мышления.
        Таким образом, архитектурный облик площадей в Нанси определялся уже сформированной архитектурной средой, то есть отелями Жермена Боффрана.
         После 1740 года основная тема работ архитекторов – павильоны или маленькие отели и замки. В павильонах можно увидеть наиболее оригинальные проявления рококо. Как правило, они имеют характерный симметричный план с ярко выраженным центром композиции, значимость которого может подчеркиваться его необычной формой.
        Для рококо характерен интерес к экзотическим формам архитектуры, который был реализован именно в павильонах. Примерами подражания китайским пагодам является, например, Трефль с крышей пагоды, возведенный в Люневилле Эре де Корни для Станислава Лещинского.
        Павильоны становятся почвой для экспериментов, как в сфере формы, так и в области декора. Довольно необычным был проект перестройки замка Мальгранж. Станислав на месте старого разобранного замка Мальгранж заказал Эре построить фаянсовый замок, весь облицованный в манере Трианона дельфтскими фаянсовыми плитками. Эта низкая конструкция со всех сторон была окружена перистилем. Балюстрада, продолжавшаяся вдоль всей крыши, повторяла мотив этого перистиля.
Характерная черта рокайльной архитектуры – подчеркнутая легкость и изящество форм лучше всего проявилась именно в павильонах. Для них характерно использование тонкого руста, изящных обрамлений окон, отсутствие ордерных элементов, небольшие скульптурные детали.

 
Tags: архитектура, стили и направления в искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments