nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ ОЛЬГА, ОНА ЖЕ ХЕЛЬГА, ОНА ЖЕ ЕЛЕНА, ОНА ЖЕ ПРЕКРАСА: ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

         В отличие от многих святых, существование которых невозможно подтвердить документами, святая Ольга была реальным человеком, о котором есть подтверждённые летописные свидетельства. Хотя и ее история полна тайнами и загадками. Начать с того, что до сих пор неизвестно точно, когда она родилась  и какое имела происхождение.
         Историки разных поколений старательно высчитывали предполагаемую дату рождения княгини Ольги, исходя из того, что умерла она в 969 году (11 июля) в возрасте примерно 75-80 лет. Простой арифметический подсчет позволил отнести ее рождение к концу 9 века (893 год). Но тогда возникает другая проблема: с 945 года она была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе (а он родился примерно в 938 году) после гибели мужа Игоря. А совершенно невероятно, чтобы в то время женщина, вышедшая замуж в ранней юности, родила ребенка после сорока. Так что, родилась Ольга, скорее всего в 920-х годах, и из жизни ушла не такой и старой, едва ли дожив до пятидесяти лет.
         Следующая проблема касается происхождения Ольги. Наиболее распространенная версия предполагает, что она была незнатного рода, но имела варяжское происхождение (отсюда и ее имя Ольга-Хельга), и родилась либо во Пскове, либо в деревне Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой: «…Ольга родися в Плесковской стране , ввеси зовомыя Выбуто, отца имеаше неверна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска <…> О имени же отца и матери писание нигде не изъяви…»
Но есть и другая версия, согласно которой Ольга была дочерью самого Вещего Олега. Олег был опекуном малолетнего Игоря, сына Рюрика, и женил его на свое дочери  Прекрасе, которую по такому случаю переименовал в Ольгу, чтобы у нее было такое же имя, как и у него (хотя смысл этого переименования я понять не могу).
         В некоторых летописях передается слух о том, что Ольга была знатного славянского происхождения, или что она была уроженкой города Плиски в Болгарии, и именно в Болгарии вышла замуж за Игоря.
         Возраст, в котором Ольга стала женой Игоря, и обстоятельства их знакомства также описываются по-разному. На момент вступления в брак в 903 году ей могло быть 10, 12 или 16 лет. К тому же она вряд ли была первой и единственной женой Игоря.
   И если она не была дочерью Олега, то возможно, верна более романтическая, и даже какая-то сказочная  версия ее знакомства с Игорем. Согласно этому варианту молодой князь охотился в лесах под Псковом, и ему понадобилось переправиться на другой берег. Он кликнул лодочника, и обнаружил, что лодкой управляет юная девушка. Игорь тотчас «разгорелся желанием» и начал к ней приставать (грязно домогаться), но девушка, не впадая в истерику и не зовя на помощь папу или братьев, дала хаму достойный ответ:
         «…Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».
         Слова остановили князя, а девушка произвела настолько сильное впечатление, что когда Игорь решил жениться, то послал своего опекуна Олега разыскать гордячку, заявив, что другая жена ему не нужна.
        Трудно сказать, насколько гармоничными были супружеские отношения Ольги и Игоря в 10 веке, особенно с учетом того, что муж большую часть времени проводил в военных походах, а вернувшись носился по полям и лесам, охотясь на местную дичь (впрочем, это, также, как и военные трофеи вносило существенный вклад в домашнее хозяйство). Но дальнейшие события показали, что Ольга оказалась для Игоря не только верной женой, но и боевой подругой.
         В 944 году имя Ольги было упомянуто в русско-византийском договоре, а через год она уже оказалась вдовой и регентшей при маленьком Святославе Игоревиче, поскольку князь Игорь был убит коварными древлянами, к которым регулярно наведывался, собирая дань (древлян тоже можно понять).
         А вот продолжение этой истории  показало, что Ольга была женщиной совершенно неординарной, особенно для той отдаленной эпохи. Для начала она смогла убедить дружину Игоря в том, что она будет достойной правительницей до совершеннолетия сына. И главным, что склонило этих крутых мужиков в пользу Ольги, были ее решительные действия по отношению к пресловутым древлянам.
        А у тех хватило наглости отправить к Ольге сватов звать ее замуж за их князя Мала. Вообще, можно предположить, что древляне во главе со своим князем вообще не воспринимали Ольгу как самостоятельную личность. Для них она просто прилагалась к Киевскому княжеству, а идея о том, что женщина сама может стать правителем своей страны в голове у них не укладывалась. За что, собственно, несчастные древляне и поплатились.
         Согласно тексту летописи Ольга отомстила за мужа целых четыре раза:
1.     Первое посольство со сватами велела бросить в глубокую яму во дворе своего терема и засыпать их живьем землей. Были убиты 20 человек;
2.     Второе посольство с более знатными сватами велела сжечь в бане, пока они мылись. Количество жертв не указано;
3.     На тризне на могиле мужа, куда Ольга приехала с небольшой дружиной, воины перебили по ее приказу 5 тысяч древлян;
4.     Во время осады столицы древлян Искоростеня (современный Коростень на Украине) Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которым была привязана зажжённая пакля с серой. Погибли несколько тысяч человек На оставшихся древлян была наложена новая дань и дополнительные налоги.
        В дальнейшем и до конца своей жизни Ольга довольно круто управляла Киевской Русью. И даже совершеннолетие ее сына ничего не изменило, поскольку Святослав большую часть своей жизни провел в дальних походах. Ольга начала организовывать административные центры в землях (так называемые погосты), где собирались налоги и велась торговля, она поддерживала каменное строительство (пожары всегда были бичом деревянных городов), устанавливала размеры и сроки налогов, в общем занималась государственными делами.
      И вот в 957 году по неясной причине княгиня Ольга оказалась в Константинополе. Видимо, это был государственный визит, связанный с продлением (или перезаключением) торговых и военных союзных соглашений, поскольку Ольгу принимал лично византийский император Константин VII Багрянородный. Согласно легенде, он пожелал взять киевскую княгиню замуж, «подивившись ее разуму и красоте», что совершенно не входило в ее планы. Но напрямую отказать самому императору Византии Ольга не рискнула, тем более, что она вела в Константинополе некие переговоры, и их промежуточные результаты их ее явно не удовлетворяли, как и прием, оказанный ей.
        Тогда Ольга перехитрила Константина. Сначала она сказала, что не следует христианину брать в жены язычницу и предложила принять святое крещение, причем ее должны были лично крестить император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом:
        «…Она же, поразмыслив, ответила царю: “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь”…»
         Тогда-то она и получила имя Елена: «…и было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
        После этого император снова сделать ей предложение, на что Ольга-Елена ответила, что теперь это стало невозможным, поскольку она стала крёстной дочерью царю. Константин признал ее победу, богато одарил её и отправил домой в Киев. Если верить этой версии истории, то крещение было спонтанным и сугубо политическим маневром, хотя желаемого результата эта дипломатическая миссия Ольге все же не принеслы
        По другой версии, Ольга приехала в Константинополь уже крещеной, а крестилась она еще при жизни мужа до 945 года в Киеве или при предыдущем визите в Константинополь. Но есть и третий вариант, согласно которому решение о необходимости креститься она приняла заранее, а крестили ее в Константинополе Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт.
      Христианская вера уже не была тогда на Руси чем-то экзотическим. Еще в 944 году, когда был жив князь Игорь, в Киеве была построена церковь Ильи Пророка, а Ольга могла интересоваться новой религией, предполагая ее будущее политическое значение для страны. Известно, что она сделала предсказание о скором крещении Русской земли, которое и сбылось всего через четверть века.
        Как бы там ни было, но принятие Ольгой христианства не произвело особого впечатления на ее сына, который так и остался убежденным язычником: «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Святослав даже гневался на мать за её уговоры обратиться в христианство, опасаясь потерять уважение дружины.
        Впрочем, несмотря ни на что, матушку он уважал, и во всех остальных вопросах помимо вероисповедания прислушивался к ее мнению. В 960 году на Киев совершили первый набег печенеги, но Ольга с внуками затворилась за городскими стенами Киева, а подоспевший Святослав, едва успевший вернуться после похода в Болгарию, снял осаду. После этого он собирался отправиться в Переяславец, но Ольга, которая почувствовала себя плохо (очевидно, перенервничала во время осады, отчего начались проблемы с сердцем), остановила сына:
        «…Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу…»
        Она умерла в 969 году, причем согласно традиционной версии, ей было около 80 лет, но очень может быть, что она была гораздо младше этого возраста. Как бы там ни было, Святослав, уважая выбор матери, приказал похоронить ее по христианскому обряду, а буквально через пару лет она стала почитаться как святая, поскольку рядом с ее могилой многие страждущие исцелялись, а также свершались иные чудеса.
        Великий князь Владимир, креститель Руси, велел перенести мощи Ольги в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (она же Десятинная церковь), к середине 13 века она была канонизирована, а в 1547 году причислена к лику святых равноапостольных.
        Святую Ольгу почитают как покровительницу вдов и новообращённых христиан. Ее принято изображать в богатом княжеском одеянии, подчеркивающем ее высокий статус, с крестом и моделью храма в руках – символами будущей христианизации страны. С развитием светской живописи в России многие живописцы обращались к различным сценам из жития Ольги.
      P.S. Поскольку княгиня Ольга была признана святой, ее языческое скандинавское имя также было включено в святцы. Любопытно, что его значение – святая или священная.
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments