nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ АЛЕКСЕЯ САВРАСОВА

Часть 2.

         С начала 1870-х годов Саврасов много работал на Волге. Именно здесь, в селе Молвитино под Костромой весной 1871 года он создал свое самое знаменитое произведение, картину «Грачи прилетели», имевшую огромный успех не только на I выставке Товарищества передвижных художественных выставок, но и у самой широкой и разнообразной публики, включая императорскую семью.
         Созданию этого безусловного шедевра сопутствовала целая цепь драматических и даже трагических событий. Зимой 1870 года Саврасов взял в Училище отпуск на пять месяцев и в начале декабря отправился вместе с женой и ребенком отправился в Ярославль. При этом Софья Карловна была на последних месяцах беременности и, похоже не очень хорошо себя чувствовала. Невозможно понять, почему наши художники обожали выезжать с молодыми женами именно в путешествие по далеко не самым цивилизованным местам любимой родины (вспомнить хотя бы Илью Репина, который повез жену Верочку после свадьбы в Нижний Новгород писать бурлаков).
         Алексей Кондратьевич снял в городе просторную квартиру и мастерскую, вероятно, все же постаравшись обеспечить семье покой и комфорт (хоть не бросил беременную жену в гостинице).Сам он много работал на натуре, писал виды в окрестностях Ярославля, делал многочисленные наброски и эскизы, вел жизнь «тихую и сосредоточенную».
         А потом случилось несчастье. Софья Карловна тяжело заболела, а затем у нее начались преждевременные роды. Девочка родилась очень слабенькой, и хотя Софья Карловна поправилась, ребенок не выжил. Алексей Кондратьевич очень тяжело переживал все эти события. Сохранилисьдаже несколько изображений могилы его дочери, которые он исполнил на ярославском кладбище. Это была не первая трагедия с его детьми, поскольку из родившихся до того у Саврасовых четверых детей выжил только один ребенок.
         Искусствоведы полагают, что именно эта трагедия и привела художника к замыслу картины, в которой был бы показан момент воскресения природы, переход от зимы, символизировавшей смерть, к новому весеннему зарождению жизни. Наброски к «Грачам» он начал делать еще в Ярославле, но окончательный вариант картины был создан в Костромской области.
         Почему он отправился работать над «Грачами» именно в Костромскую губернию до сих пор достоверно неизвестно. Биография Саврасова действительно изучена не слишком досконально, и причина этого отчасти заключается в том, что в последние годы жизни Саврасов вел мягко говоря не самый регулярный образ жизни, и его документы, письма, наброски, этюды оказались частично утраченными.
        Однако из его собственного письма известно, что в начале марта 1871 года он собирался посетить Москву, где у художника были какие-то дела. С другой стороны есть документально подтвержденные сведения, что 21 марта открылась выставка Московского общества любителей художеств, на которой Саврасов выставил свою картину «Вид Волги под Юрьевцем». Судя по всему, он побывал в Костроме, а, возможно и в Молвитино, примерно между 5 и 20 марта 1871 года, или же он все-таки отложил поездку в Москву и отправился в Кострому сразу из Ярославля в начале марта. Но судя по тому, что на картине изображен уже тающий снег, возможно, что Саврасов мог попасть в Молвитино уже после открытия выставки в конце марта и начале апреля 1871 года.
         Скорее всего, приехав в Кострому, он свел знакомство с кем-то из местных жителей, кто и упомянул в разговоре необычное название – Молвитино. И художник отправился за 60 верст от Костромы ведомый какой-то особой творческой интуицией.
Есть версия, что Саврасов написал своих «Грачей» буквально за один сеанс, но она, скорее всего, ошибочная. Художник работал над «Грачами» очень вдумчиво, тщательно выстраивая композицию и колорит. Видимо, Саврасов писал выбранный вид на березы и церковь Воскресения Христова с балкона дома, который прежде стоял напротив храма. Очень может быть, что он и поселился в этом доме, который принадлежал семье шапочника Чичагова.
        Для усиления эффекта раздвигающегося пространства Саврасов несколькоизменил реальную перспективу. Передний план полотна построен так, словно наблюдатель находится на земле. Но в таком случае горизонт должен был бытьрасположен достаточно низко, тогда как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Это было сделано художником осознанно, чтобы лучше представить равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль.
        Полотно очень четко делится на три горизонтальных полосы, каждая из которых написана в определённой цветовой гамме. Верхняя часть, охватывающая около половины холста, занята светлым небом, там преобладают холодные голубые, белые и серые тона. Внизу изображён снег, выполненный в серовато-белых тонах. А средняя часть, охватывающая пространство от забора до дальних полей у горизонта, написана в коричневых тонах с голубыми прописками. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа».
        Саврасов добился согласованности и слитности элементов пейзажа, используя правильно организованную композицию и хорошо подобранные светотеневые соотношения. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, что достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви». Саврасову действительно удалось сочетать«печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы», через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега, написанного с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов. Саврасов создал исключительно гармоничную цветовую гамму, которая позволила ему наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью.
        Картина сразу же произвела настоящий фурор в русском обществе, Ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков за 600  рублей, но Саврасов сразу же выполнил и несколько авторских копий, которые разошлись как горячие пирожки. Причем одна из реплик была приобретена для царской семьи и находился в Зимнем дворце (ее судьба в настоящее время неизвестна). Кстати, первоначальное название, которое дал картине сам художник – «Вот прилетели грачи».
        Впоследствии Саврасов много раз варьировал излюбленный мотив: весна, старинная церковь, тающий снег, березы и грачи. «Природа вечно дышит, - говорил художник. - Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай, и жизнь тайна, прекрасная тайна».
        Но свой бесспорный успех Саврасов так больше и не смог повторить. Похоже, что это был единственный раз, когда сила художественного вдохновения и неоспоримый успех помогли художнику пережить личную трагедию, не прибегая к иным стимуляторам.

Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Репин. Портрет Анатолия Кони. 1898 Однажды знаменитому юристу Анатолию Кони предложили занять должность прокурора при…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Сергей Малютин. Король репортёров (портрет Владимира Гиляровского) Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский, обладавший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Михаил Картузов. На чердаке В свободное время Дмитрий Менделеев любил переплетать книги, шил одежду и даже делал чемоданы. Для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments