nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

АГНЕССА СОРЕЛЬ, ДАМА КРАСОТЫ или ПЕРВЫЙ СТИЛИСТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Часть 1.

         Если красоту иногда называют религией, то у нее должны быть свои священнослужители (модельеры, стилисты, визажисты и т.д.), свои священные тексты (модные журналы), а еще свои святые и пророки. Агнессу Сорель, любовницу французского короля Карла VII и законодательницу французской моды середины 15 века во всех ее проявлениях от косметики и прически до нарядов и стиля жизни, бесспорно следовало бы канонизировать.
         О начале ее истории практически ничего неизвестно, поскольку не осталось более-менее достоверных свидетельств о ранних годах жизни Агнессы. Родилась она примерно в 1422 году в городке Фромантен либо в Пикардии, либо в Турени (дело в том, что Фромантенов во Франции того времени было два). Ее отец – Жан Соро (Сорель), мать – Катрина де Менелей, оба – представители возможно не самых знатных и богатых, но вполне достойных и благородных старинных дворянских семей. У Агнессы было четверо братьев, и, судя по всему, она выросла в атмосфере всеобщего обожания, поскольку уже с раннего детства всем было ясно, что она обещает стать настоящей красавицей. Агнесса получила домашнее образование в имении матери Менелей-Монтиньи в Пикардии (так что и Фомантен, скорее всего был пикардийским), к тому же, судя по воспоминаниям современников, она вообще отличалась природным умом и живостьюхарактера.
         Когда ей исполнилось 15 лет, ее тетка пристроила ее ко двору королевы Неаполя и Сицилии Изабеллы Лотарингской в качестве фрейлины, что предполагало завершение ее образования и возможность войти в более высокие круги европейской аристократии. Как придворная дама она получала минимальное жалование в 10 ливров в года, тогда как другие фрейлины получали 15 ливров и более.


     
          Мужем королевы Изабеллы был король Рене, брат французского короля Карла VII. Так что не удивительно, что в конце концов Агнесса Сорель оказалась при дворе французского короля, в качестве придворной дамы его супруги, Марии Анжуйской.
         Это случилось в 1444 году, когда Агнессе было 22 года. Тогда она уже прекрасно осознавала собственную привлекательность, и потому дефилировала по дворцу в облегающих платьях,подчеркивающих  соблазнительныеизгиб ее фигуры, и с глубоким декольте, которое практически полностью обнажало ее грудь, чья форма признавалось современниками совершенной. Агнессе было глубоко плевать на осуждающие взгляды местных ханжей и моралистов. Какого черта, если природа дала ей великолепную фигуру и еще более великолепную грудь, она должна носить принятые в то время хламиды, которые все это богатство полностью скрывали.
         Трудно сказать, был ли у Агнессы какой-то расчет (она вполне была способна организовать подобную ситуацию со случайной встречей с королем), но очень скоро внимание на нее обратил сам король Карл VII. Он был, мягко говоря, не самым привлекательным мужчиной, к тому времени ему уже исполнилось 42 года, и он был старше Агнессы более, чем на 20 лет. На момент их встречи у короля был роман с другой придворной дамой, мадам де Жуайез, которая была страстно в него влюблена.
         Но явление прекрасной Агнессы полностью изменило планы короля, и с того момента его единственной целью стало желание затащить красавицу в постель. Мадам де Жуайез впала в депрессию, когда поняла, что Карл увлекся другой и не собирается к ней возвращаться. Она слегла от ревности и огорчения. Ее встревоженный супруг, который, разумеется у нее имелся, вызвал к ней придворного лекаря, и мадам де Жуайез было прописано некое лекарство, предназначенное именно для такого случая. Что именно она приняла, история умалчивает, но депрессия у бедняжки моментально прошла, и через две недели она уже стала любовницей господина де ля Тремуйя.
         Несколько дней Агнесса буквально дразнила короля. Когда при встрече он пытался заговорить с девицей о своих нежных чувствах, она сразу же убегала с испуганным видом, что распаляло его еще больше. Придворные шептались по углам, обсуждая, как сильно вздулись вены у него на висках, что было явным признаком неудовлетворенного желания. И вот однажды все заметили, что у Карла вполне обычный вид, и это свидетельствовало о том, что прекрасная Агнесса провела последнюю ночь отнюдь не в одиночестве.
         Все мужчины Франции, да и всей Европы страстно завидовали Карлу, ведь вАгнессу влюблялись все, кто ее когда-нибудь видел:
         - «Это была самая молодая и самая прекрасная среди всех женщин мира» (Жан Шартье);
         - «Да, безусловно, это была одна из самых красивых женщин, которых я когда-нибудь видел» (Оливье де ля Марш);
         - «Она, по правде говоря, была самой красивой среди всех современных ей молодых женщин» (автор Мартинийской летописи);
         - «Это была самая обаятельная женщина королевства» (Жан Леклерк);
         - «Аньес, прекрасная простушка - вот прозвище прекрасное ее,
              Ну а Краса Красот – нет имени прекрасней» (поэт Баиф)
         - «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете» (папа римский Пий II).
         Ее облик сохранили многочисленные портреты, которые с энтузиазмом писали ее современники, в частности, сам Жан Фуке. Судя по ним, Агнесса была блондинкой с темно-русыми волосами и очень бледной кожей, которую современники любили сравнивать с драгоценным мрамором. У нее были огромные голубые глаза, непропорциональные по отношению к чертам лица, и чтобы как-то все это сбалансировать, она выщипывала брови и сбривала волосы на лбу, чтобы сделать его более выпуклым. В то время вообще-то увеличение лба таким способом было требованием моды, пришедший из Флоренции, поскольку лоб у женщины считался эрогенной зоной, возбуждающей мужчин, но судя по всему, Агнесса следовала этой моде лишь потому, что считала ее подходящей лично для себя. Она предпочитала творить моду сама, но никогда не следовать ей слепо.
         На мой взгляд, лицо Агнессы все-таки далеко от совершенства: у нее не слишком правильный нос, слегка вздернутый и широковатый в нижней части, само лицо скорее круглое, нежели утонченное овальное или вытянутое. Шея тоже не кажется аристократической и лебединой, ее, вероятно, можно назвать крепкой. Рот неплохой формы, но губы тонковаты. Впрочем, сейчас мы можем судить о внешности Агнессы Сорель лишь по сохранившимся изображениям, а очень может быть, что ее оживленная мимика, улыбка, движение глаз, вполне компенсировали некоторую неправильность ее лица, придавая ей дополнительный шарм и создавая особый индивидуальный эталон красоты.
         Полагая свою красоту основным капиталом, Агнесса прилагала огромные усилия для того, чтобы ее сохранять и поддерживать. Вероятно, нельзя сказать, что Агнесса Сорель изобрела косметологию, но именно она сформировала целую систему ухода за внешностью.
        Ее утро начиналось с крема против морщин по секретному рецепту (слизь улитки, мозг кабана, помет козы, лепестки красных гвоздик и живые дождевые черви). Затем следовало наложение декоративной косметики по моде середины 15 века: тон для лица на основе муки и тертой каракатицы, что придавало коже модный алебастровый цвет, румяна и помада на основе лепестков мака, поскольку губы должны были быть как можно более ярко-красными. На ночь Агнесса делала пилинг лица с помощью особых мазей, а затем маску с медом для питания кожи. Кроме того для общего тонуса и поддержания красоты тела в целом она регулярно принимала ванны из молока ослицы.
         Агнесса постоянно изобретала новые фасоны одежды, что для того сугубо консервативного времени было исключительно смелым.Разумеется, ее модели прежде всего были созданы с учетом достоинств и особенностей именно ее фигуры. Она полностью отказалась от покрывал и просторных туник, а вместо этого начала носить длинные платья, сшитые по ее фигуре, с непременным декольте или с обнаженными плечами.Кроме того, она изобрела собственный вариант декольте, когда одна грудь была скрыта, а другая изящно обнажалась.
         Прическу Агнессы, как правило, венчала головокружительная пирамида, шлейф ее платья мог достигать восьми метров, а само платье непременно было окантовано дорогими мехами куницы или соболя. Агнесса ввела в моду рубашки из тонкого полотна и жемчужные ожерелья. Есть свидетельства, что она первой придумала украшать прическу бриллиантами, и вообще была первой дамой не королевской крови, которая начала носить бриллианты в огромных количествах. Она использовала драгоценности в немыслимых для того времени количествах, и все придворные дамы начали ей подражать (на радость мужьям и любовникам).

Продолжение следует…
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment