nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА И МУЗЕЯ: КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Часть 1.

        По традиции, сложившейся еще в XIX веке, в Лувре существует шесть отделов: живописи и рисунка, Древней Греции и Рима, Древнего Египта, Древнего Востока, западно-европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Как можно видеть по этому перечню, скульптурная коллекция распределена сразу по четырем отделам, из чего можно сделать вывод, что именно к ней в Лувре всегда относились максимально серьезно
        Отдел Древней Греции и Рима был открыт в 1800 году. Его основу составили королевские коллекции Франциска I, Людовика XIII и  Людовика XIV.
        Одна из самых значительных работ - "Артемида-охотница" (IV - нач.II в. до н.э.), принадлежащая резцу мастера круга Леохара. Это римская копия с греческого оригинала, поступившая в королевскую коллекцию еще в XVI веке. Произведение представляет собой один из ранних примеров декоративной парковой скульптуры, предназначенной для кругового обзора, с чем и связана большая пластичность и свобода позы богини охоты.
        В 1807 году Наполеон вывозит из Рима более 200 античных статуй из собрания Боргезе, и хотя большая их часть была впоследствии возвращена, несколько работ остались в Лувре.
      Далее основные пополнения коллекции шли за счет приобретений различных античных произведений. Наиболее значимое из них - покупка в 1820 "Венеры Милосской" французским послом в Греции.
        Эту статую нашел крестьянин на острове Мелос, французский посол в Греции подарил ее Луи Филиппу, позднее она поступила в Лувр, и после реставрации ее начали экспонировать.
        Она была исполнена в конце II в. до н.э., ее автором является мастер Александр или Агесандр из Антиохии. Авторство было установлено по подписи на цоколе статуи, в которой утрачено несколько букв.
        Хотя статуя относится к эпохе расцвета эллинизма, но идея, заложенная в этом произведении, гораздо глубже, чем у большинства эллинистических произведений, где прославляется только красота и чувственность. Художник воспевает здесь и нравственный идеал, недаром именно эта "Венера" становится идеалом женской красоты.
        В середине XIX века секретарь французского посольства в Греции Рампин приобрел голову от конной статуи, а позднее подарил ее Лувру.
        Статуя, называемая по имени первого владельца "Всадник Рампина", относится к эпохе архаики (сер.VI в.до н.э.). Это одна из первых конных статуй. В 1935 английский археолог Пэн нашел на Акрополе фрагменты фигуры всадника и коня (находятся в музее Акрополя) и доказал принадлежность к ним луврской головы.
        Статуя была воздвигнута в честь победителя на конных состязаниях, о чем свидетельствует венок из дубовых листьев на голове юноши.
        Для произведения еще характерна так называемая "архаическая" улыбка, но уже намечается отход от фронтальности, что проявляется в повороте головы. Волосы решены декоративно, что тоже является признаком архаического произведения.
        В 1863 коллекцию Лувра пополнило собрание греческих ваз и терракоты маркиза Кампана ди Кавелли, а в 1869 от Ля Каза получена коллекция римской и греческой бронзы.
        Один из шедевров музея, также относящийся к эпохе эллинизма, это - "Нике Самофракийская" (кон.III - нач.II в.до н.э.). Это произведение, вернее его фрагменты, было найдено в 1863 на острове Самофракия, и в том же году приобретено Лувром. Статуя была сильно повреждена и состояла из 118 кусков. В 1883 году была закончена ее реставрация, и она заняла свое место на лестнице Дарю.
        Поскольку цоколь статуи был сделан из родосского камня в виде носа боевого корабля, предполагается, что она была воздвигнута в честь победы родосского флота над флотом Антиоха III.
        Работу неизвестного мастера отличает исключительный динамизм, экспрессия, и в то же время монументализм. Скульптура необычайно удачно экспонируется, она выставлена на лестнице на фоне голой стены и эффектно подсвечена снизу прожекторами.
        Из памятников древнеримского искусства прежде всего следует назвать произведения этрусков, и среди них - знаменитый "Саркофаг из Черветери" (ок.500 г.до н.э.). Изготовленный из терракоты, саркофаг представляет собой пиршественное ложе, на котором возлежит супружеская пара. В руках персонажей были пиршественные кубки, впоследствии утраченные. Об архаизме в работе скульптора говорят тонкие улыбки на губах мужчины и женщины, а также схематическая передача ног. Скульптура была раскрашена, для оформления ложа используются декоративные принципы.
        В целом, собрание скульптуры Греции и Рима дает достаточно полное представление об эволюции античного мира, начиная от II тыс.л.до н.э. и до римских портретов эпохи императора Константина.
        Отдел Древнего Египта, или Египетский музей был основан в 1826 году. Его первым хранителем стал Франсуа Шампольон, создатель египтологии как науки.
        Интерес к египетскому искусству возник после египетских походов Наполеона I, тогда же Шампольон заинтересовался тайной Розеттского камня, на котором был приведен текст параллельно и на древнеегипетском и на древнегреческом языках. Путем остроумных сопоставлений Шампольону удалось перевести иероглифы.
        В начале 1820-х Шампольон побывал в Египте и тогда же он приобрел у английского консула в Египте Сальта коллекцию египетской скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
       Одно из наиболее известных произведений из этого собрания - так называемая "Голова из коллекции Сальта". Предположительно, она датируется эпохой XVIII династии (1580 - 1314 гг.до н.э.). Хотя реализм и портретность скульптуры указывает на работу мастера Древнего царства, но те же черты, только еще более остро выраженные, присущи и произведениям Амарнского периода. Кроме того, на эту эпоху указывает и дырочка в мочке уха, предназначенная для серьги; известно, что серьги появляются в Древнем Египте только после XVIII династии. Подобное произведение сочетает в себе индивидуальные особенности заупокойной маски и некоторую обобщенность, свойственную произведениям Нового царства.
        Затем Шампольон приобретает часть коллекции Дроветти, французского консула в Египте (к сожалению, правительство Людовика XVIII упустило возможность приобрести ее целиком)
        Новые пополнения поступают в Лувр благодаря деятельности Франсуа Мариэтта. В 1850 году французское правительство посылает археолога Мариэтта в Египет с целью собрать в коптских монастырях христианские рукописи. Однако он употребил все средства, отпущенные ему, на раскопки храма Серапеума в Мемфисе.


       
          Мариэтт нашел более 6 тысяч предметов искусства и культуры от XVI до I веков до н.э. Все эти вещи тайно были переправлены в Лувр.

        Среди этих произведений - знаменитый "Луврский писец", или статуя вельможи Каи (V династия, ок.2500 г. до н.э.). Она была найдена в мастабе правителя нома Каи в Саккара, западнее Мемфиса.
      Это ритуальная статуя, предположительно изображающая самого Каи. В гробнице этого вельможи была обнаружена ниша, очевидно, предназначенная для этой статуи. Мастеру удалось сделать действительно реалистический портрет, а не изображение писца вообще.         В работе виден характер, скульптор не пытается изобразить идеального героя. У Каи - слегка обрюзгшая фигура человека, не привыкшего к физическому труду, лицо с характерными скулами. Статуя Каи является одним из наиболее ярких памятников эпохи Древнего царства в Египте.
        В 1895 году в Каире был создан Институт Франции, руководивший дальнейшими раскопками в Египте.
        В настоящее время коллекция Египетского отдела содержит более 25 тысяч экспонатов. Это памятники от додинастического периода до эпохи Коптского Египта: каменная, бронзовая, деревянная скульптура и рельефы, предметы быта, погребального культа, папирусы, произведения декоративно-прикладного искусства.
        Отдел Древнего Востока - один из наиболее обширных и важных в Лувре, был открыт в 1881 году, но коллекция начала формироваться раньше. В 1847 году французский консул в Иране Ботта открыл большие рельефы дворца в Хорсабаде.
        Среди находок из Хорсабада (Дур-Шаррукина) одним из наиболее известных является "Крылатый бык Шеду" (кон.VIII в.до н.э.). Быки с человеческими головами фланкировали ворота дворца Саргона II, символизируя божества - хранителей дворца. Шеду являются олицетворением силы и мощи ассирийского царя, скульпторы создают образы исключительного монументального значения. Интересной находкой являются пять ног, которые помогли передать ощущение движения, если смотреть на них сбоку, и в то же время - величественного покоя, если подойти спереди.
        Вещей было найдено так много, что была организована специальная ассирийская секция, хотя до этого предметы ассирийского искусства были размещены в египетском отделе.
        К 1881 году количество памятников возросло не только за счет раскопок и подарков, но и закупок.
        В Сузах, древней столице Элама в 1880-е - 90-е гг. была найдена так называемая "Стела царя Нарамсина" (ок.2270 г. до н.э.), одно из наиболее древних среди произведений искусства Месопотамии. Сюжет произведения связан с одним из победоносных походов царя Нарамсина, внука Саргона Древнего.
        Эта стела считается новым шагом в искусстве Древнего Востока, фигуры персонажей уже не сливаются в единую тяжелую массу, умело схвачены движения персонажей. Кроме того здесь уже появляются элементы пейзажа.
        Также во дворце в Сузах был найден изразцовый фриз, изображающий "Лучников персидской гвардии" (V в. до н.э.). Этих воинов царя Дария древние греки называли бессмертными, поскольку их всегда было ровно 10 тысяч. Техника изразцов была освоена в Древней Персии до совершенства. В ритме и цветовых сочетаниях проявляется любовь персов к декору, все фигуры воинов удивительно похожи, различаются только их костюмы, и все это служит способом подчеркнуть мощь и могущество армии Дария.
        Каталог произведений этого отдела содержит около 78 тысяч экспонатов. Это вещи из государств Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Палестины, Финикии, государства хеттов, Урарту, Древнего Ирана.

Продолжение следует…
Tags: истории, музеи, скульптура
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments