nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА И МУЗЕЯ: КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Часть 2.

       Отдел западно-европейской скульптуры.
       В 18 веке считалось, что в музее может быть выставлена только античная скульптура, и поэтому идея создания отдела западно-европейской скульптуры в Лувре была весьма спорной и вынашивалась в течении всего следующего, 19 века. Сначала западно-европейская скульптура экспонировалась вместе с античными произведениями, а с 1800 года - вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства.
       Ядро коллекции составили художественные ценности из собрания Королевской академии живописи и скульптуры, которые находились в Лувре, а во времена Французской революции попали в Музей французской школы в Версале и коллекцию Музея французских памятников Ленуара, в которую входили вещи, изъятые из церквей, разгромленных в период революции, и реквизированные у эмигрантов.
       В 1817 году Музей французских памятников был упразднен, и его коллекция попала в Лувр.
Из собрания Ленуара в Лувр в числе прочих работ попадают статуи Людовика Святого и Маргариты Прованской (ок.1390), украшавшие прежде портал церкви селестинцев в Париже, построенной Людовиком IX в XIII веке. Статуи были созданы через сто лет после смерти изображаемых, и поэтому моделями послужили Карл V Мудрый и его супруга, королева Жанна Бурбонская. Король держит макет церкви Сен-Шапель, построенной по его приказу, а королева, что вполне логично, - Библию.
       Готика уже пробуждает интерес к внутреннему миру человека, и поэтому идеализм сочетается с портретным сходством, а складки одежды отражают эмоциональное состояние людей.
       История двух других памятников из коллекции Лувра - "Восставшего и Умирающего рабов" Микеланджело (ок.1513) была достаточно сложной и запутанной. Микеланджело создал их для украшения гробницы папы Юлия II. Однако, в связи с переделкой гробницы надобность в них отпала, и они были подарены скульптором Роберто Строцци, в доме которого Микеланджело жил в то время, будучи больным.
       В 1550 года Роберто Строцци отправляет их во Францию, однако, неизвестно, кто был их первым владельцем, Генрих II или коннетабль Франции герцог Анн де Монморанси (архитектор Андруэ Дю Серсо утверждал, что видел эти статуи в замке Экуан, принадлежавшем коннетаблю в 1578 году). В 1632 году один из потомков герцогов де Монморанси подарил эти статуи кардиналу де Ришелье, который перевез их в свой родовой замок Пуату.
       В 1746 наследники Ришелье привезли статуи в Париж, а после реквизиций 1793-94 гг. они были подарены Александру Ленуару, создателю Музея французских памятников, и уже оттуда перешли в Лувр.
       Ромен Роллан называл эти статуи "самыми совершенными творениями Микеланджело". Символика их до сих пор окончательно не ясна. Это может быть изображением скованных врагов папы, аллегорическим изображением завоеванных папой земель или аллегорией "свободных" и "пластических" искусств.
       "Восставший раб" - символ бунта, кончающегося поражением, а "Поверженный раб" - это отчаявшийся и умирающий человек, несмотря на прекрасное тело и лицо, еще не тронутые тлением, и отгоняющие мысли о смерти.
      К 1550-м годам относится скульптура "Дианы-охотницы". Ее авторство сначала приписывалось Гужону, затем Жермену Пилону, его ученику, а позднее стали считать, что это неизвестный мастер, работавший под влиянием школы Фонтенбло, оплота маньеризма во Франции XVI века. "Диана-охотница" украшала въездные ворота замка Ане, построенного Филибером Делормом для Дианы де Пуатье. Поэтому считается, что скульптор придал своей героине черты Дианы де Пуатье, одной из самых красивых француженок XVI века, любовницы Генриха II.
      Скульптурная группа "Три грации" (1559) Жермена Пилона также попала в Лувр из собрания Ленуара. Она была исполнена по заказу Екатерины Медичи для церкви селестинцев в Париже. Три Грации или Три Добродетели поддерживают урну с сердцем Генриха II.
       Жермен Пилон в своих ранних произведениях, к которым и относится эта скульптурная группа, копирует стиль своего учителя Гужона, следуя традициям классического французского Ренессанса.
       В 1820-х годах в музей перевезли много скульптурных работ XVI и XVII веков из дворцов и парков Сен-Клу, Фонтенбло и Версаля.
Одним из таких произведений был "Милон Кротонский" Пьера Пюже. В 1682 году Людовик XIV заказывает скульптору эту группу для Версаля, хотя Пюже, работавший в Марселе и в Тулоне, и не был признан при дворе. Группа не понравилась королю, но все же была установлена в Версальском парке, откуда впоследствии и была перенесена в Лувр.
       
Барочная экспрессивность
прессивность работы Пюже, не соответствовавшая официальной классицистической строгости и сдержанности, действительно не могла понравиться Людовику XIV. Работы Пюже всегда отличали правдивость и эмоциональность, а сюжет скульптуры наводит на мысли о борьбе против официозного искусства, которую скульптор вел доступными ему средствами.
       С 1850 года в Лувр начинает поступать средневековая скульптура. В этом большая заслуга археолога Лаборда. Эти работы привозятся из собора монастыря Сен-Дени, других средневековых церквей и монастырей, а также поступают в качестве приобретений и даров из частных коллекций.
      В результате археологических изысканий и реставрации собора монастыря в Каррьер-Сен-Дени, в Лувр попало ретабло из храма этого монастыря (вт.пол.XII века). Ретабло - это заалтарный образ, который помещался на восточной стене в глубине алтаря. Первые ретабло появляются в Испании эпохи Реконкисты, когда перед деревянным триптихом воздвигали походный алтарь. В луврском ретабло в центре - Богоматерь с младенцем, по сторонам - сцены Благовещения и Крещения. Интересны картины с изображением Иерусалима, первые попытки изобразить город в средневековом искусстве.
      Одним из самых интересных скульпторов Франции XIX века был Жан-Батист Карпо. В 1860-е годы он получил заказ на исполнение скульптурной группы для оформления фасада здания "Гранд-Опера" архитектора Гарнье. Первоначально он сделал композицию "Лирическая драма", но Гарнье остался неудовлетворенным, и тогда Карпо создал группу "Танец" (1861-69). Эта композиция представляет Гения, летящего над танцующими девушками. Произведение исключительно экспрессивно, скульптору удалось передать и движение, и ощущение легкости, праздника, мимолетного счастья.
       Однако группа не понравилась прессе, поскольку не соответствовала академическим канонам, и поэтому газеты начали кампанию, чтобы убрать ее с фасада театра. Война 1870 года приостановила это мероприятие, и "Танец" остался на месте. Впоследствии группа была перенесена в Лувр, а на фасаде установлена ее точная копия.
       Собрание Лувра содержит более 2 тысяч произведений, и лучше всего представлена французская школа от XII до XIX века.
 
Tags: истории, музеи, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments