Часть 2.
В изобразительном искусства образ Марии Магдалины был одним из самых популярных среди западноевропейских художников. Она изображалась как отдельно, так и в составе многофигурных композиций. Разумеется, живописцев более всего привлекала та часть истории грешницы, которая касается ее раскаяния в пустыне, где из одежды на ней были только роскошные волосы. Впрочем, и прочие моменты из ее бурной биографии также получили свое воплощение в искусстве.
Образ Марии Магдалины оказался настолько популярным и востребованным с эпохи средневековья по довольно любопытной причине. Дело в том, что первоначально христианство давало женщинами только два противоположных образа, пригодных для подражания: Ева и Дева Мария, то есть тотальный грех или абсолютная святость. Первый вариант представлялся абсолютно катастрофическим, поскольку в этом случае женщину после смерти ждали вечные адские муки, а второй казался недостижимым для человека, живущего обычной мирской жизнью. Поэтому путь Марии Магдалины, которая первую половину жизни грешила, а во второй – раскаялась, показался более реалистичным и возможным для нормальных земных женщин. Вероятно поэтому стал таким распространенным среди власть имущих вариант с уходом в монастырь и принятие монашества в конце жизни, когда женщина уже не имела (или могла успешно подавить) плотские желания, но у нее еще оставалось достаточно времени, чтобы отмолить все свои грехи и попасть после смерти в Царствие Небесное. Кстати, имя Магдалина (Мадлен, Маддалена, Мэдлин) стало одним из самых популярных в Европе начиная с XI века.
Традиционными атрибутами при изображении Марии Магдалины являются распущенные волосы, длинные и вьющиеся, которые иногда закрывают все ее тело, и сосуд (ваза или фиал) с миром, которую она держит в руках. Сосуд с благовониями может быть также помещен у ног Магдалины либо рядом с ней.
Художники четко разделяют два типа изображения Марии Магдалины д и после обращения. В первом случае она исключительно богато одета, украшена драгоценностями и различными атрибутами (перчатки, сумочка и т.п.) соответственно актуальной моде соответствующего времени. Этот тип изображения соотносят также с образом Любви земной. После обращения наиболее распространенными ее атрибутами становятся распятие, череп, четки, плеть для умерщвления плоти, терновый венец и т.п. Она носит простой плащ, рубище или же прикрыта всего лишь своими волосами. В сценах в доме Марфы и Марии, художники как правило противопоставляют ее дорогой наряд простому одеянию Марфы.
Существует промежуточный вариант изображения Марии Магдалины, в тот момент, когда она отрекается от суетности света, что иногда происходит в присутствии ее сестры Марфы и в некоторых случаях Иисуса. В подобном случае на Марии Магдалине еще одет дорогой наряд, но плащ или покрывало она может уже с себя сбрасывать. У ее ног может лежать отброшенная и перевернутая шкатулка с драгоценностями либо иные предметы, указывающие на ее греховное ремесло (зеркало, флаконы с духами и т.д.)
В эпизодах с покаянием Марии Магдалины большинство художников предпочитают изображать героиню читающей, размышляющей либо (чаще всего) молящейся с заплаканным лицом, обращенным к небесам, где иногда она может лицезреть ангелов.
Если по картинам, где Мария Магдалина изображена в период своей греховной жизни можно изучать женскую моду, сюжет «кающаяся Мария Магдалина» позволяет проследить как менялся идеал женской красоты начиная с эпохи средневековья от худосочных готических дам к пышным рубенсовским красоткам, от субреток эпохи рококо до роковых модерновых красавиц.
В многофигурных композициях Мария Магдалина является неизменным персонажем в нескольких наиболее значительных сюжетах евангелических циклов:
- Христос на пиру у Симона Фарисея: Мария Магдалина стоит на коленях у ног Христа или же изображается момент, когда она отирает и помазывает их. Иногда художники акцентируют внимание зрителя на Иуде Искариоте, который гневно смотрит на Марию Магдалину, осуждая ее за трату драгоценного масла;
- Христос в доме Марфы и Марии: Марфа изображается готовящей еду в окружении домашней утвари либо занимающейся иными хозяйственными делами, тогда как Мария внимательно слушает Христа. В сцене могут присутствовать брат Марфы и Марии Лазарь и/или несколько учеников;
- Распятие: Мария Магдалина может находится в числе женщин, сопровождающих Иисуса на Голгофу. Также она может обнимать Крест либо стоять на коленях перед ним.
- Жены-мироносицы у Гроба Господня: в этой композиции Мария Магдалина как правило не выделяется из числа других Жен-Мироносиц, явившихся чтобы похоронить тело Иисуса и встретивших у гробницы ангелов. Впрочем, иногда именно она несет в руках сосуд с миром в руках.
- Явление Христа Марии Магдалине: Мария Магдалина, рыдая стоит у пустого гроба, когда ей является воскресший Иисус. В этой сцене как правило присутствуют только Иисус и Мария Магдалина. Она стоит на коленях или устремляется вслед за Иисусом, а Он мягко уклоняется от ее простертых к Нему рук. В руках у Иисуса иногда могут быть мотыга или лопата, что отсылает зрителя к тексту Евангелия от Иоанна, где утверждается, что Мария Магдалина приняла Иисуса за садовника.
Мария Магдалина была столь значительной персоной эпохи раннего христианства, что ей приписывается апокрифическое евангелие. Этот текст был написан во II веке на коптском языке, и сохранился лишь частично (отсутствуют страницы с первой по шестую и с одиннадцатой по четырнадцатую). Его нашли в Каире в 1850 году, но впервые он был опубликован лишь сто лет спустя в 1955 году. Суть текста заключается в том, что по просьбе апостола Петра Мария Магдалина излагает логии Иисуса Христа о душе, четырех властях и семи формах. Апостолы Петр и Андрей сомневаются в том, что Спаситель мог говорить об этом с женщиной. Но на ее защиту встает Левий Матфей со словами «если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас». В финале он предлагает всем разойтись и проповедовать евангелие «облекшись совершенным человеком,.. не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель».
P.S. Согласно конспирологической теории, в распространении которой наиболее существенную роль сыграл пресловутый «Код да Винчи» Дэна Брауна, Марию Магдалину считают ни больше, ни меньше, чем супругой Иисуса, матерью их совместных детей. Однако, канонические тексты Евангелий не дают никаких оснований предполагать, что Иисус мог иметь с Марией Магдалиной какие-то более личные отношения ежели отношения Учителя и обращённой ученицы. И то, что после Воскресения первой его увидела именно Мария Магдалина, говорит, скорее о ее вере и преданности Ему, нежели о Его чувствах к ней.