nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНГЕРРАН КАРТОН. ПЬЕТА ИЗ ВИЛЬНЕВ-ДЕЗ-АВИНЬОН

         Пьета, или Оплакивание – это один из важнейших сюжетов евангелического цикла в искусстве. Так принято называть сцену, непосредственно следующую за Распятием и Снятием с Креста. В ней как правило изображается как тело Христа в окружении персонажей, оплакивающих Его, опускается на землю или на каменный блок в виде алтаря. В некоторых искусствоведческих трудах принято разделять Оплакивание и Пьету как различные эпизоды. В Оплакивании обязательно присутствуют Богоматерь, святой Иоанн, Мария Магдалина, также в группе могут находиться Иосиф Аримафейский, держащий Плащаницу, святой Никодим с кувшином притираний и Жены-мироносицы. В Пьете же (Pieta переводится с итальянского как жалость) рядом с телом Иисуса находится только скорбящая Богоматерь, и подобный сюжет обычно представляется более экспрессивным и драматическим.
         Тема Оплакивания была очень популярна среди европейских художников и в Средние века, и в более позднее время. Любопытно, что хотя в текстах Евангелий этот эпизод не описан, канон изображения Оплакивания был составлен даже в руководстве для византийских художников, и в западноевропейском искусстве также была закреплена достаточно четкая композиционная схема.

    

         Русские и византийские иконописцы, также, как и западные мастера в сущности изображают одно и то же (в русской иконописи сцены Оплакивания и Положения во Гроб как правило свпадают по иконографии), и картины отличаются лишь по степени экспрессивности, которую художник вкладывают в свои работы. И одним из лидеров в данной категории можно считать не слишком известного французского художника 15 века Ангеррана Картона (или Шаронтона, или Шарретона, или Шарретье в пикардийском варианте).
         Картон был представителем так называемой авиньонской школы, влияние на него оказали и мастера северофранцузской готики, также  бургундские художники, и даже, вероятно, итальянские мастера эпохи раннего Возрождения. Его биография изучена не очень подробно, но известно, что он родился на севере Франции в Лане приблизительно в 1415 году, а затем переехал на юг страны, в Прованс. Северная готика в его творчестве отразилась в величественности композиций, от бургундцев он перенял некоторый «натурализм», внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу. Итальянское влияние чувствуется в определённой резкости его манеры письма, в использовании подчёркнутых контрастов светотени и стремлении к некоторой упрощённости форм.
         Свое самое известное произведение, «Пьету», Ангерран Картон создал для картезианского монастыря в Вильневе приблизительно в 1454-56 гг., но возможна и более ранняя датировка. Считается, что эта «Пьета» оказала серьезное влияние на еще одну картину на этот сюжет, так называемую «Пьету из Тараскона», которая достаточно точно датируется 1456-57 гг.
         «Пьета из Вильнев-лез-Авиньон» не была известна до начала 19 века. В 1793 году ее спасли от пожара, а затем заново обнаружили в 1801 году в церкви Вильнев-лез-Авиньон. После этого она сразу стала предметом дискуссий искусствоведов относительно ее авторства. Произведение искусства было настолько великолепным и значительным, что его авторство приписали сначала самому Рогиру ван дер Вейдену. Была также версия о принадлежности «Пьеты» художнику испанской школы.
          Однако, сравнение композиции, образа Христа (характер морщин, форма глаз, рук, лба) с подлинными произведениями Картона  однозначно свидетельствуют именно о его авторстве. Коленопреклонённый донатор, изображенный слева, поразительно похож на каноника Жана де Монтаньяка, которого художник уже изобразил дважды в своей картине «Короновании Марии» (1454).
    Есть версия, что Монтаньяк, вернувшись из паломничества в Святую землю, вернулся к своей идее о создании обетной картины, которая была изложена в его завещании 1449 года. «Коронование Марии» предназначалось для алтаря и обетной картиной быть не могло, тем более, что Монтаньяк изображён там в виде маленькой фигуры молящегося. А «Пьету» с видом Иерусалима (где каноник побывал лично) и крупной фигурой донатора на первом плане можно действительно считать реализацией идеи 1449 года, задуманной после паломничества. Картон, в традициях северных мастеров, в частности Рогира ван дер Вейдена, изображает донатора не в виде маленькой фигурки, но в том же масштабе, что и святых персонажей.
Сюжет картины традиционен для Оплакивания: тело Христа простерто на коленях Марии, святой Иоанн, с горестно-задумчивым выражением лица, вынимает шипы из тернового венца Иисуса. Третий персонаж группы – рыжеволосая Мария Магдалина, которая одной рукой отирает слезы краем своего плаща, а в другой держит сосуд с благовониями.
    Композиция картины строится на игре диагоналей вписанных полукруг. Группа фигур четко выделяется на золотом фоне полотна (это еще готическая традиция). Художник использует чарующее по воздействию на зрителя сочетание контрастных цветов, при этом оставаясь в рамках золотисто-коричневатой колористической гаммы.
    Чувство скорби и глубокого волнения передастся горизонтальной линией тела Христа, которая как бы прерывает статическое и компактное положение всей группы, и в тоже время объединяет ее своим ярко выраженным трагизмом. Исследователи утверждают, что «…уверенность и четкость рисунка, а также выразительность в изображении светлой печали на лицах персонажей, делают это полотно истинным шедевром французской живописи».
    Полотно действительно поражает зрителя напряженным драматизмом и духовной экзальтацией образов. Средневековая условность рисунка сочетается здесь с искренностью в передаче человеческих чувств. Трактовка образа донатора, в которой проявляется яркая индивидуальность персонажа, свидетельствует о новом отношении к проблеме портрета.
    «Пьета из Вильнев-дез-Авиньон» ставит Ангеррана Картона в ряд самых значительных европейских художников 15 века, несмотря на то, что работал он по большей части в провинции и до начала 19 века был практически никому не известен.
         
Tags: истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments