nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ ДИАНЫ ДЕ ПУАТЬЕ.

Часть 6: ПРИ КОРОЛЕ И ПОСЛЕ НЕГО

      Разумеется, став практически королевой Франции, Диана де Пуатье не могла отказать себе в возможности делать все, что ей хотелось, и что она не могла, когда у власти была ее главная соперница герцогиня д`Этамп. Для начала Диана забрала себе все, чем предыдущий король одарил свою фаворитку: драгоценности. замки, земли, парижский особняк, и даже герцогство Этампское, по названию которого Анна де Писле получила свой титул. Генрих тут же пожаловал своей возлюбленной такой же герцогский титул, и  она стала герцогиней де Валентинуа. В качестве вишенки на торте Диана получила приличную сумму, которая сложилась из взносов, которые чиновники были обязаны выплатить после прихода к власти нового короля, чтобы остаться на своих должностях. Прежде эти деньги пополняли государственную казну, но Генрих решил иначе.
      Разумеется, ни одно более-менее серьезное назначение во Франции не могло состояться без одобрения новоиспечённой герцогини де Валентинуа. В государственный совет теперь входили только ее друзья, родственники и сторонники (Анн де Монморанси, герцоги де Гизы, включая и зятя Дианы и т.д.), все яростные католики, так что лютеранство во Франции было объявлено вне закона.
     Королева Екатерина Медичи практически не имела никакого влияния ни на мужа, ни на политику. Впрочем, в то время ее занимал лишь один вопрос: ну почему эта женщина, которой уже больше пятидесяти лет (столько ведь вообще не живут!), продолжает оставаться привлекательной для Генриха в постели. Екатерина полагала, что она ничем не уступает сопернице, будучи «такой же красивой, приятной как и услужливой, а значит достойной претендовать на свои лакомые куски…»
      Как-то раз, она решилась на беспрецедентный шаг, и в сопровождении доверенной фрейлины отправилась в комнату, расположенную над с покоями, где встречались Диана и король. Дамы  приказали просверлить несколько дырочек в полу, чтобы иметь возможность наблюдать за свиданиями любовников и научиться той эксклюзивной технике секса, которой, как полагала Екатерина, владеет ее соперница.
       Дамы подолгу дежурили у своего наблюдательного пункта, пока, наконец не заметили, как Генрих входит в комнату, где его уже ждет Диана. Но они «увидели лишь невероятную красоту: и прежде всего они заметили очень красивую женщину с белой, нежной и на удивление свежей кожей, у которой ночная рубашка прикрывала одну половину тела и оставляла обнаженной другую. Женщина кокетничала, осыпала любовника ласками, дурачилась, и он отвечал ей тем же, да так, что они оставляли кровать и боролись на пушистом ковре, брошенном рядом с кроватью, чтобы избавиться от жаркой постели и ощутить прохладу, потому что это было во время самой сильной жары…»
В общем. Екатерина так и не узнала никаких особых сексуальных секретов. И была сильно разочарована: «…она принялась плакать, стенать и горевать, поскольку ей казалось, и она это говорила вслух, что ее муж никогда не обращался с нею так, и никогда не совершал всех тех безумств, которые, как она сама видела, позволял себе с другой…» Простая мысль, что Генрих любил Диану, всего лишь любил, и никаких приворотных зелий и особых техник обольщения она не использовала, Екатерине Медичи в голову не пришла.
      Диана была излюбленном моделью для художников-маньеристов, относящихся к условно называемой школе Фонтенбло. Все изображения богини Дианы, которыми были перенасыщены интерьеры не только самого дворца Фонтенбло, но и прочих королевских резиденций, активно строившихся в ту эпоху, были вдохновлены образом королевскойц фаворитки.
      Самым невероятным можно считать появление Дианы де Пуатье в качестве Дианы-охотницы в составе скульптурной группы, украшавшей ворота ее замка Ане. Разумеется для той эпохи то, что благородная дама могла позировать для образа античной богини даже обнаженной, не было чем-то сверхъестественным. Необычным был выбор места для размещения скульптуры – въезд на территорию поместья. Этот заказ выполнил Жан Гужон, ведущий скульптор той эпохи. Кстати сам замок Ане перестраивал сам Филибер Делорм, королевский архитектор, который делал проекты дворца Тюильри и уникального в истории архитектуры замка-моста Шенонсо, который восхищенный Генрих поспешил подарить своей Диане.

       Диана де Пуатье наслаждалась жизнью королевы и властительницы Франции двенадцать лет. Летом 1559 года по случаю двойного торжества (свадьба принцессы Елизаветы старшей дочери короля и заключения мира к Като-Камбрези) Генрих устроил рыцарский турнир. Королева уговаривала его не участвовать в поединках самому, она была в курсе зловещего предсказания Нострадамуса:
      Лев молодой, устремившись на битву,
      Старого льва в поединке сразил,
      Шлем расколот златой, тьмой подернулись очи,
      Чашу смерти жестокой несчастный испил…
      Король, обожавший это старомодное развлечение, заявил супруге, что именно из любви к ней и собирается сражаться. Впрочем, на бой он вышел как обычно, в черном и белом, то есть в цветах Дианы де Пуатье.
      Дальнейшая трагическая история всем прекрасно известна:
      Противником Генриха оказался граф Монтгомери, молодой, сильный, но не слишком опытный боец. Копьё графа сломалось о панцирь противника при очередном ударе, а затем неловкий Монтгомери, у которого в руке остался довольно крупный обломок расщепленного копья, вместо того чтобы отбросить его в сторону, непроизвольно направил его королю прямо в забрало, ремешки которого порвались от удара. Осколки копья вонзились в лоб короля, а также попали в глаз. Есть версия, что это была случайность, поскольку забрало шлема от удара приоткрылось. Через десять дней после этого трагического происшествия, 10 июля 1559 года, Генрих умер от этой раны, несмотря на помощь, оказанную пятью лучшими врачами того времени, включая мэтра Амбруаза Паре и анатома Везалия. Ему был всего сорок один год.
      В наше время довольно популярен ретроспективный медицинский анализ из серии, можно ли было спасти Пушкина/Моцарта/и т.п. если бы несчастье, приведшее к трагическому финалу, случилось в наше время. Можно ли было спасти короля, если бы аналогичную травму он получил сегодня? Ответить на этот вопрос, разумеется невозможно, но, похоже, что основной причиной смерти Генриха стал абсцесс. Возможно, сама травма не была смертельной, и даже не слишком затронула мозг. Король после ранения пришел в сознание, он был вполне адекватен, мог слушать музыку, которая, вероятно немного смягчала боль, диктовал письма, пытался заниматься делами и дал обет в случае выздоровления свершить паломничество к Нотр-Дам-де Клери. В истории известен случай, когда после сходного ранения некий венгерский дворянин Грегор Бачи выжил, а позднее был запечатлен с копьем в глазнице.
Когда с Генрихом случилось несчастье, Диана де Пуатье сразу поняла, что ее жизнь снова радикальным образом меняется. Она не навестила короля перед смертью. По одной версии не захотела видеть его умирающим, по дугой ее просто не пустила к мужу Екатерина Медичи, которая хотя бы в эти последние дни его жизни хотела, чтобы он принадлежал только ей.
      Генрих ещё был жив, а Екатерина Медичи уже взяла власть в свои руки, приказав Диане покинуть Париж и вернуть все драгоценности, подаренные ей Генрихом. Диана де Пуатье ответила ей с достоинством: «…пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь!..». Диана вернула драгоценности только на следующий день после смерти Генриха II.

       Надо полагать, что милосердие, которое Диана де Пуатье проявила по отношению к герцогине д`Этамп, действительно вернулось к ней. Екатерина Меичи, ставшая регентшей (а на самом деле полноправной королевой) при своем сыне Франциске, отобрала у Дианы лишь замок Шенонсо, который ей очень нравился, при этом взамен отдала ей замок Шомон, не такой гламурный, конечно, но зато стены крепкие.
      При дворе Диана не осталась, она прекрасно понимала, что делать там ей больше нечего. Она удалилась в свой замок Анэ, тихо прожила там еще семь лет и умерла на шестьдесят седьмом году жизни. По слухам, до самой смерти она оставалась поразительно красива.  Как говорили ее современники, ее красота «не встречает такого бесчувственного сердца, чтобы оно осталось равнодушным».
      Это была яркая и вполне достойная жизнь, даже две жизни совершенно необыкновенной женщины. Может и правда, стоит поверить, что в сорок лет жизнь только начинается, и любая еще может в этом возрасте встретить своего принца.
          
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments