
Я уже писала о том, что русское изобразительное искусство литературоцентрично по определению, причем литературную основу можно найти не только в жанровых композициях, но даже и в пейзаже, наименее идеологизированном из всех художественных жанров.
Вот и картину «Зеленый шум» Аркадия Рылова традиционно нагружают самыми разными смыслами и значениями, причем даже и такими, о которых сам художник и не помышлял. Вообще, Рылов прошел довольно непростой путь, прежде чем стать художником, и очень ценил то, что ему это в принципе удалось. Даже учителя он фактически выбрал себе сам.


Когда юный уроженец Вятской губернии Аркадий Рылов в 1888 году приехал в Петербург, то сначала он увлекся работами модного в то время пейзажиста К.Крыжицкото, потом понял, что «настоящая природа» - у Левитана, и, наконец после нескольких лет занятий в Училище Штиглица, а

С начала 20 века работы Рылова начинают привлекать внимание публики и критиков. И первой картиной, которая принесла художнику настоящую славу стал «Зеленый шум», написанный в 1904 году.
В своих воспоминаниях Рылов описал обстоятельства, при которых у него возникла идея этого полотна:

Из этого отрывка следует, что идея картины возникла из непосредственных впечатлений художника, из наблюдения природы, а вовсе не как иллюстрация к стихотворению Некрасова, которое Рылов к тому же цитирует не совсем точно. Идея о связи картины и стихотворения появилась даже не у него самого, а у его приятеля и также ученика Куинджи Константина Богаевского. Так что первичным здесь был авторский замысел, а привязка к литературной основе возникла уже позже, постфактум.
Чем же поразил этот пейзаж современников, что увидели они в нем нового и необычного? На

Но полотно организовано так, словно зритель находится на высоком и крутом берегу реки. Это позволило художнику понизить линию горизонта, и соответственно увеличить и расширить перспективу с просторным небом и заливными лугами на заднем плане.
Изображая деревья, листву которых буквально рвет ветер, художник использует чисто импрессионистическую технику, которая повышает динамику изображения. Зритель как будто на самом деле слышит шум листвы.
Рылов использует яркую сине-зеленую цветовую гамму, и это позволяет художнику проявить предельно романтическую эмоцию, но отнюдь не высказать какую-то содержательную мысль. Картине присущи экспрессия и предельно выраженный декоративизм.
Для того, чтобы реализовать свой замысел, художник располагает березы с листвой интенсивного зеленого цвета по диагонали на фоне спокойного голубого неба. Напряжению в картине добавляют фиолетовый цвет реки, переливающийся бурым и разными но неизменно форсированными оттенками зеленого.

P.S.Кстати, поскольку картина оказалась столь удачной, Рылов исполнил несолько ее повторов и вариантов.