nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ, ОНА ЖЕ ХАЛКИДОНСКАЯ

          Никогда не могла понять, почему а Римской империи так яростно преследовали христиан. В принципе, в начале первого тысячелетия, христианские общины были небольшими полумаргинальными сектами, достатоно разобщенными , которые не имели никакого особого влияния в обществе, и уж никоим образом не могли угрожать стабильности императорской власти. Так что, если изучать истории святых, то подчас складывается впечатление, что все эти гонения нужны были лишь поскольку гражданам Римской империи катастрофически не хватало эффектных зрелищ, а издевательства над юными девами и почтенными старцами служили неплохой альтернативой гладиаторских боев или скачек на колесницах.
          История святой Евфимии также относится ко временам наиболее масштабных гонений на христиан, происходивших при императоре Диоклетиане. Она была уроженкой Халкидона на Босфоре, и происходила из богатой семьи, согласно житию, ее отец был сенатором. Но при этом семья была христианской, так что девушка выросла глубоко верующей.
          Как обычно, неприятности у местной христианской общины начались с того, что из Центра поступило распоряжение устроить грандиозный языческий праздник и проконтролировать, чтобы на него явились все граждане, прописанные и поживающие в соответствующем регионе. Дело было в 307 году.
          Ответственным за мероприятие был лично местный городской правитель Приск, который организовал праздник в честь бога Ареса (Марса). Местные христиане именно в это время тайно проводили свою службу. Впрочем, как это всегда бывает, нашлись доброжелатели, которые и донесли об этом властям. Похоже, правитель Приск воспринял это как неожиданный подарок.
          Христиане немедленно были арестованы. Их всех некоторое время пытали, а потом отправили в Рим (видимо, чтобы шоу продолжилось и в столице). Только Евфимию, которая, разумеется была в числе арестованных, Приск решил оставить в Халкидоне. Он объяснил это тем, что девушка ему симпатична (она, как и все прочие первые великомученицы, была красоткой), и он боится, что в Риме она не выдержит мучений.
          Впрочем, на самом деле его мотивы были гораздо более прозаичными: «…[Приск] изобретал всякие средства, чтобы прельстить её, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя её девическое сердце…» Но, разумеется, никакие посулы и увещевания не могли сломить силу веры и духовную стойкость юной девы.
          Последующие события показали, что скорее всего, Приск, как самый банальный извращенец, предпочел лично присутствовать при истязаниях красавицы, которая к тому же его отвергла. Для Евфимии сначала использовали стандартный набор пыток:
·        колесо с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела (ее спас явившейся ангел,который остановил колесо и исцелил раны Евфимии);
·        огненная печь (в ней воины Виктор и Сосфен, которым поручили бросить туда деву, увидели двух ангелов, жутко испугались и сами стали христианами).
       Затем специально для Евфимии изобрели кое-что более оригинальное: девушку подвесили на ее собственных волосах и зажали между огромными камнями. Так она висела целую неделю, причем палачи ревностно следили, чтобы никто не пытался ее кормить. Но еду ей приносил ангел, а потом (когда ему это надоело) камни превратились в пыль и рухнули а Евфимия явилась перед изумленной публикой живая, невредимая и даже сытая.
       Во время этих испытаний Евфимия постоянно молилась и благодаря Божией помощи, осталась невредимой. Это, как обычно бывает, раззадорило Приска, и он пошел на крайние меры (и самый зрелищный вариант шоу), и приказал отдать девушку на растерзание диким зверям.
       Каждый уважающий себя город на просторах Римской империи имел арену, специально приспособленную для подобных представлений, которые обожала местная публика, и Халкидон, разумеется не был исключением.
      В житие Евфимии эта часть ее истории описана весьма эмоционально:
«Когда святую вели в цирк, где её должны были растерзать звери, она молилась, чтобы Господь послал конец её мучению, принял душу её в Свои руки и повелел ей из многострадального тела перейти в желанную страну…»
    Палачи дали девушке возможность закончить молитву, после чего выпустили на арену львов и медведей. Но сила ее молитвы была такова, что звери, приблизившись к Евфимии легли воле нее и лизали ей ноги. Только медведица слегка поцарапала девушку, и хотя из раны потекла кровь, скорее всего и ее можно было бы легко исцелить хотя бы той же силой молитвы.
      Но в это время послышался голос с неба, который призывао Евфимию прийти в горние обители. Услышав это, она тотчас «предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала… И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простёртым на земле…»
      Впрочем, по другой версии звери (даже неаккуратная медведица) не причинила Евфимии вреда, и умерла она лишь после того, как палач ее обезглавил. Еще один вариант истории повествует, что палач с кинжалом лично вышел на арену, но когда он пронзил грудь девушки своим оружием, звери набросились на его и немедленно растерзали (маленький бонус для зрителей).
       Тело Евфимии забрали родители (интересно, почему же их не тронули) и похоронили в окрестностях Халкидона. Позднее над её могилой был построен грандиозный храм, в котором в 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор.
       Во время собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой, произошло Чудо святой Евфимии. Тогда константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Ее раку вскрыли, и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Затем раку закрыли и опечатали.
      Три дня участники Собора соблюдали строгий пост и, разумеется. усиленно молились. А затем,  «…с наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием…» Так что всем сразу все стало ясно.
      Мощи святой при императоре Феодосии Великом были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Они почитались как кровоточивые.
      Есть легенда, что в 800 году саркофаг с мощами святой исчез из Константинополя и был вновь обретен в хорватском городе Ровинь, где для него был построен храм, а святую Евфимия объявили святой покровительницей города.
      Евфимию очень любили изображать художники итальянского Ренессанса. Ее можно узнать по присутствию льва или медведя у ее ног. Также она может держать лилию в знак целомудрия, пальмовую ветвь как символ мученичества или меч как орудие казни. Иногда меч может пронзать ее грудь.
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments