nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ЕГИПЕТСКИЕ ДРЕВНОСТИ:
АРХЕОЛОГИЯ VS ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

   Памятники живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, которые дошли до нас, сохранялись, в основном, в гробницах фараонов, жрецов или знати. Логично предположить, что для того, чтобы сопровождать их в загробный мир отбиралось все самое красивое и ценное, а значит, именно там и сохранились истинные произведения искусства.
   Лучшие архитекторы возводили для них гробницы, лучшие художники и скульпторы делали в них росписи и барельефы, лучшие мастера создавали предметы быта, предназначенные для загробной жизни.


                                                Египетские гробницы: барельефы и росписи

     К сожалению, никакие проклятия и заклятия, а также вполне реальные ловушки не смогли
остановить грабителей, разоряющих гробницы. Некоторые семьи столетиями занимались именно этим промыслом и ходили в царские кладовые, как в собственный семейный банк. Сколько предметов искусства было утеряно безвозвратно, невозможно сосчитать.
   Изучать искусство древних цивилизаций – это необычайно захватывающее занятие, поскольку всегда есть шанс откопать что-то новое, необычайно ценное с материальной точки зрения, а, главное, неизученное. Специалисты по Древнему Египту вообще находятся в особом положении: они не могут заниматься только искусством или только археологией. Изучение Древнего Египта лежит на стыке наук. В идеале сначала исследователь-египтолог должен со всеми профессиональными предосторожностями изъять новый артефакт, то есть произвести профессиональные археологические раскопки, затем исследовать найденное как историк, оценить его художественное значение как историк искусства, и, наконец, перевести египетские иероглифы, если они присутствуют в находке. В сущности, за Древний Египет до сих пор продолжается борьба между археологией и историей искусства.
    Иметь египетские коллекции очень престижно для музея, и обладают ими, в основном, музеи художественные. В России, например, египетские собрания есть в Пушкинском музее в Москве (это скульптура и мелкая пластика в основном Среднего и Нового царств из знаменитой коллекции Владимира Голенищева-Кутузова, первого русского египтолога) и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (собрание древнеегипетских папирусов).

           
                          Лувр. Египетский зал                                                            Египетский музей в Берлине.Бюст Нефертити

      А самые знаменитые и обширные коллекции древнеегипетских шедевров можно увидеть в парижском Лувре (спасибо Наполеону, затеявшему египетский поход), лондонском Британском музее, Египетском музее в Берлине (там хранится может, самое знаменитое произведение египетского искусства – бюст Нефертити) и, музеях Нью-Йорка – Бруклинском и Метрополитен (где коллекция самая обширная среди тех, что хранятся вне Египта).
         
         
    Каирский египетский музей                               Зал Каирского египетского музея

          И, разумеется, самое значительное собрание находится в самом Египте, в музее Каира.
Египтяне, в конце концов, не стерпели экспансии европейских археологов на свои заповедные долины, и приняли закон, по которому только они имеют все права на найденные в результате раскопок предметы. Контрабанда, конечно, существует, но с середины 19 века Каирский музей исправно получает самые значительные находки, например, предметы из гробницы Тутанхамона.
  Археологи и историки за более чем двести лет раскопок, изучили историю Древнего Египта весьма подробно, специалисты по египетским иероглифам прочли все тексты, найденные и на папирусах и на стенах архитектурных памятников, и на предметах, а искусствоведы убедились, что искусство Древнего Египта было совершенно особенной вехой в истории мирового искусства, и отличалось изысканностью, утонченностью и даже неким особым мистическим смыслом. Египетские памятники действительно прекрасны, начиная от огромных пирамид и храмов в Карнаке и Луксоре и заканчивая самым маленьким жуком-скарабеем из бирюзы или косметической ложечкой в виде девушки, плывущей с цветком лотоса в руках.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments