ИСТОРИЯ КСЕНИИ ГОДУНОВОЙ, ПЕЧАЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ
Часть 1.
Общество, устроенное по принципам Домостроя, и в наше время иногда кажется довольно привлекательным, причем не только мужчинам, которым порой очень хочется на законных основаниях отлупить свою супругу, но и дамам, полагающим, что это совсем не плохо, когда твой муж несет полную ответственность за свою семью, а ты всего лишь сидишь дома и ведешь хозяйство, воспитываешь детей и прихорашиваешься к его приходу. И ко всему прочему, развестись с тобой он никогда не сможет (церковь не позволит), так что можно жить спокойно, не опасаясь соперниц. Но дело в том, что при таком раскладе, если с мужчиной случается какая-то катастрофа (крах бизнеса/царская немилость/гибель на войне), то единственный путь жены и дочерей, если их еще не выдали замуж, лежит в ближайший монастырь.
По сути, вся история Ксении Годуновой это и есть история жертвы традиционного уклада русской жизни, от которого ее отец Борис Годунов так и не смог избавить свою дочь, хотя действительно пытался довольно последовательно это сделать.
Ксения Годунова родилась в 1582 году, ее родителями были Борис Годунов, тогда еще боярин, приближенный царя Ивана Грозного, и Мария Скуратова, внучка Малюты Скуратова. Известно, что в 1589 году (Ксении семь лет) Борис Годунов передал от ее имени приветствие и подарок для иерусалимского патриарха Софрония IV: «…и дочь моя Аксинья тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку».
Для человека, рожденного в середине 16 века, Борис отличался достаточно прогрессивными взглядами на жизнь, поскольку он постарался дать образование не только сыну и наследнику Федору, но и дочери. Судя по упоминаниям в источниках, Ксения была обучена «писанию книжному» и музыке, причем отец приглашал для нее иностранных учителей, вероятно, ее учли и иностранным языкам.
Помимо этих интеллектуальных Ксения занималась и более привычным для русской боярышни рукоделием, причем она овладела ремеслом золотошвейки и вышивальщицы на вполне профессиональном уровне, что свидетельствует не только обольшом терпении и регулярной практике, но также и о незаурядном художественном вкусе.
Известны две работы, которые однозначно атрибутируется как выполненные Ксенией Годуновой:
· «Троица» - покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, исполненный по «Троице» Андрея Рублева. Опись Троице-Сергиевой Лавры свидетельствует, что это был вклад царя Бориса Годунова «от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году». Лики и руки ангелов вышиты светло-серым шёлком атласным швом, а одежда – золотыми и серебряными нитями с включением нитей цветного шёлка, создающих дополнительные декоративные узоры. В венцы на головах ангелов помещены жемчуг и драгоценные камни. Все контуры изображений низаны жемчугом. По периметру покрова в серебряных позолоченных дробницах помещены восемь небольших отдельных образов: «Отечество» с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, святые Борис и Глеб, Феодор Стратилат и ФеодотАнкирский, Сергий Радонежский, Мария Магдалина и преподобная Ксения;
· «Предста Царица одесную Тебе» - индитий (покров на жертвенник), на котором к ногам Иисуса Христа припадают чудотворцы Сергий и Никон Радонежские. Вышивка выполнена на испанском рытом бархате, декорированном ветками с плодами граната. В этой работе Ксения использовала комбинации из пятнадцати различных узоров и швов. Согласно той же монастырской описи она «вышита собственными трудами и пожалована в обитель пр. Сергия царевною Ксениею Борисовною Годуновой в 1602 году». Контуры всех фигур также низаны жемчугом. Одежда Иисуса Христа и Богоматери, а также их венцы украшены драгоценными камнями.
Техника золотого шитья, выработанная в середине 16 века в мастерской Ефросинии Старицкой, была очень сложной. Основой для вышивки как правило служил бархат или шелк с льняной подкладкой. Лица и руки выполнялись шелками телесного цвета, гладью, мелкими стежками. Для вышивания более ярких одежд, а также пейзажей использовали золотые и серебряные нити и самые разнообразные узоры, имевшие весьма поэтичные названия («высокий шов сканью», «ягодка с черенком», «копытечком в пять стежков» и т.п.) Мастерицы использовали разные варианты шелка – сканый (крученый), некрученый, шемаханский, и разные варианты золотых нитей – золото пряденое (золотая полая нить с пропущенной через нее шелковой нитью), золото волоченое (тонкая золотая проволока), золото крученое (золотая нить, свитая с шелковой). Чтобы золото не стиралось, золотые нити накладывали поверх ткани и крепили их шелковыми стежками.
Жемчуг, перед тем, как использовать его для вышивки, нанизывали на льняную или шелковую нить, а более мелкий – на щетину или волос. Далее каждая жемчужина прикреплялась к «настилу» (основанию из двух рядов шнура или белых пеньковых нитей) поперечными стежками. Эти стежки создавали своеобразные гнезда для зерен жемчуга. По краям жемчужное шитье обычно обшивалось золотым шнуром.
Можно себе представить, как сложно было все это освоить, причем так, чтобы вышивать настоящие произведения искусства по собственным рисункам, хотя и на основе канонических иконописных изображений.
Когда Борис Годунов в 1598 году стал царем Всея Великия, Малыя и Белыя Росии, его дочери было уже 16 лет, так что по меркам того времени ее нужно было срочно выдавать замуж. В общем-то проблем с этим не должно было быть, поскольку Ксения была хороша собой, умна, богата, естественно, и имела папу-царя. Современники описывали ее так:
«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».
Даже если отбросить стандартные формулировки про «зелную красоту» и «червленые губы» получается вполне привлекательный образ. И Борис Годунов решил, что его дочьдолжна получить лучшего жениха из возможных, то есть иностранца, что было весьма прогрессивной и потенциально полезной идеей, особенно с точки зрения налаживания межгосударственных связей.
Ксения с самого начала правления Бориса была в некотором смысле публичной персоной, насколько это вообще было возможно для того времени. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с отцом и братом Федором, затем присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя огласили сразу после многолетия царю Борису, а после службы вошла в царские палаты.
В крестоцеловальной грамоте Ксения и Фёдор упоминались на равных, а присягавшие клялись оберегать детей царя. В церквях при Борисе пели многолетие в церквах не только самому царю, но и его жене и детям, что осуждалось современниками. Ксения постоянно сопровождала отца в различных паломничествах, а в летописях упоминалось, что царь ходил «молитися и с царицею и з детми».
Продолжение следует…