nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

          ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ: НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ


        Когда профессор Московского университета историк искусства Иван Цветаев задумал создать в Москве учебный и публичный музей, уже изначально предполагалось, что это будет музей слепков. Вообще, в то время, в начале ХХ века считалось, что главная функция музея – учебная, и что музейная экспозиция художественного музея должна представлять собой полный курс истории искусства. А если уже нет возможности заполнить залы подлинными шедеврами от древнеегипетских до современных, тогда на помощь придут копии и слепки.
          Музей изящных искусств при Московском университете, как назывался Пушкинский музей первоначально, был заложен в 1898 году, и этому предшествовала большая подготовительная работа, прежде всего по сбору денег. Это был фактически благотворительный проект, для которого государственная казна выделила всего 200 тысяч рублей, а еще три миллиона дали пожертвования частных лиц, причем две трети этой суммы поступили от владельца знаменитых стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Юрия Нечаева-Мальцева.
         Конкурс архитектурных проектов для здания музея выиграл Роман Клейн, и это было то самое величественное здание с мощными колоннами по фасаду, напоминающее античное святилище (что совершенно естественно, поскольку оно было построено в излюбленном в начале века стиле неоклассицизма), которое мы знаем и сейчас. Строительство велось почти четырнадцать лет, так что музей, заложенный в 1898 году, открылся только в 1912-м.

 
        Строительство Пушкинского музея                                 Пушкинский музей в начале ХХ века

          Изначально это действительно был тот самый музей слепков, который задумал И.В.Цветаев. Пресловутые слепки и копии представляли всю историю классического искусства от первобытной эпохи до Возрождения. Надо отдать должное организаторам, слепки заказывались за границей в специализированных мастерских и выглядели (и до сих пор выглядят) весьма впечатляюще. Небольшая коллекция итальянской живописи 13-15 века, которую в 1909 году подарил музею М.С.Щекин, и собрание подлинников древнеегипетского искусства, которое было приобретено у В.С.Голенищева,  радикально ситуацию не изменили. Это был всего лишь учебный музей.
       Изменения произошли только после революции, когда фонды Музея изящных искусств, получившего имя А.С.Пушкина, начали стремительно пополняться. Сначала поступила коллекция западноевропейского искусства из расформированного Румянцевского музея.
          Кстати, Румянцевскому музею, первому частному общедоступному музею России вообще сильно не повезло. Это было собрание, основанное на базе коллекций графа Н.П.Румянцева (1754 – 1826), известного мецената и покровителя исторических и вообще гуманитарных исследований. Музей был открыт в 1831 году, но деньги, оставленные графом на его содержание закончились к началу 1860-х годов. Чтобы спасти коллекции, музей пришлось перевести из Петербурга в Москву, где он вошел в состав Московского публичного музея. Расположилось собрание в знаменитом Доме Пашкова. До революции он еще существовал как общедоступный, поддерживаемый советом благотворителей и даже пополнял свои коллекции, но потом его расформировали. Книжное собрание легло в основу современной Ленинской библиотеки, картины русских мастеров, которые тоже были в коллекции музея, отправили в Третьяковскую галерею, ну а западноевропейское искусство (между прочим, до революции это было единственное выставлявшееся публично собрание западной живописи в Москве) – в Пушкинский музей.
          Потом были поступления из Эрмитажа и из Государственного музейного фонда, из национализированных частных собраний, а самое главное случилось, когда в состав Пушкинского музея частично вошла коллекция Государственного музея нового западного искусства, сформированного из знаменитых собраний С.Щукина и И.Морозова.
   Так в Пушкинском музее появились вещи мирового уровня: картины Ренуара и Моне, Дега и Сезанна, Гогена и Пикассо, а еще Дерен. Мунк, Матисс, Дени и многие-многие другие.
Так постепенно из учебного музея с весьма ограниченной экспозицией, Пушкинский музей стал подниматься на уровень ведущих мировых художественных собраний. Пока еще он не входит в число самых знаменитых и значительных художественных музеев мира, но, видимо, уже близок к этому, чему способствует и грандиозная реконструкция, затеянная его директором (на тот момент времени) Ириной Антоновой.
 Музейный комплекс уже сейчас занимает большую часть Волхонки, там появились отдельные помещения для хранения фондов, выставочные комплексы, отреставрированное здание для показа частных коллекций и прочая и прочая...

                               
                                Проект реконструкции Пушкинского музея и прилегающих улиц

      P.S. Что же касается античных скульптур и работ мастеров Возрождения, то надо добавить, что, конечно же, самые знаменитые вещи, например, скульптурные группы Парфенона или работы Микеланджело в Пушкинском музее, конечно, это слепки. Подлинники хранятся там, где им и положено быть. Но все же некоторые из античных произведений в музее, конечно, не такие знаменитые, это подлинные вещи, которые попали в музей в результате раскопок в античных городах, которые существовали некогда на территории нашей страны.
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Репин. Портрет Анатолия Кони. 1898 Однажды знаменитому юристу Анатолию Кони предложили занять должность прокурора при…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Сергей Малютин. Король репортёров (портрет Владимира Гиляровского) Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский, обладавший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Михаил Картузов. На чердаке В свободное время Дмитрий Менделеев любил переплетать книги, шил одежду и даже делал чемоданы. Для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments