
Часть 1.
В истории есть такие персонажи, которых окружают тайны, связанные не только с обстоятельствами их жизни, то и тем, что происходит и их наследием после их смерти. Одной из таких загадочных личностей в русской истории можно считать преподобную Евфросинию Полоцкую. Вроде бы про нее известно многое, особенно если учесть, что родилась она более девятисот лет назад, но детали и подробности ее биографии, а, главное, мотивы некоторых ее поступков, неизвестны и непонятны до настоящего времени.
Итак, в 1101 (а, вернее, в период с 1101 по 1104 или с 1110 по 1113 гг.) в семье полоцкого князя Георгия Всеволодовича родился первый и долгожданный ребёнок, дочь, которую назвали Предислава. Отца девочки летописи называют Георгием и сообщают, что он был младшим сыном (или просто сыном) князя Всеслава Брячиславовича. Имя Георгий в крещение получили двое сыновей князя Всеслава – Святослав и Ростислав, и хотя по традиции считается, что будущая Евфросинья при рождении именовалась Предиславой Святославовной, но вполне возможно, что ее отчество на самом деле – Ростиславовна.
Ее имя означало «древняя слава», и как предполагается, было дано в память о былой славе города Полоцка. Семья у Предиславы была очень любопытной. Ее род по отцовской линии восходил к самому Святому

«…Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал ранее [пения] петухов до Тьмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал. Ему в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон [тот] слышал…»
Мать Предиславы, которую, по некоторым свидетельствам, звали Софией, была одной из старших дочерей князя Владимира Мономаха и возможно имела родственные связи с византийским императорским домом Комнинов.

Судя по всему, Предислава получила очень хорошее домашнее (а другого и не было в те времена) образование: она умела читать и писать, знала Священное Писание и другую духовную литературу. Но безмятежная жизнь Предиставы закончилась с наступлением совершеннолетия, а в те времена девушка считалась достигшей возраста зрелости в 12 лет. Предислава была хороша собой, умна и происходила из весьма влиятельной семьи, а потомунайти ей жениха не составило труда. Практически сразу по достижении Предиславой двенадцатилетнего возраста, отец сообщил девочке, что собирается выдать ее замуж (правда, история не сохранилаимени потенциального жениха).
Предислава поначалу постаралась донести до родителей, что не собирается выходить замуж ни сейчас, ни когда-либо в будущем, и что светская жизнь и политические интриги ее вообще не интересуют. Разумеется, все было тщетно. Отец обожал свою дочь, но полагал, что замужество – это именно то, что ей нужно в данный момент. Как это было заведено испокон веков,

Но Предислава не захотела смириться. Она тайно сбежала в Полоцкий монастырь, где игуменьей была ее тетка, которую в некоторых источниках называют Романой, вдова князя Романа Всеславовича. Прекрасно зная о взрывном характере брата своего покойного супруга, Романа поначалу попыталась отговорить Предиславу от такого решительного шага, очевидно убеждая племянницу, что после постригавернуться в мир уже будет невозможно. Но девушка была непреклонна. И тогда тетка смирилась с выбором Предиславы и благословила ее на постриг.
Почему идея замужества и жизни нормальной древнерусской княжны, ужасала Предиславу настолько, что она решилась на конфликт со всей своей семьей, летописи не объясняют. Но, похоже, что девушка предпочитала светским развлеченияминтеллектуальные занятия, а единственным местом, где в то время женщина могла на законных основаниях развивать свой ум, был монастырь.

Судя по всему, монашеской постриг Предиставы свершил не епископ, как это было положено, а простой приходской священник. Это объясняется тем, что епископ Мина Полоцкий в тот момент находился при смерти, и его не стали просить о благословении, учитывая его состояние.
Постриг скорее всего состоялся 25 сентября (или 16 февраля) 1116 года, и Предислава получила новое имя – Евфросинья. Через несколько лет после пострига Евфросинья получила особое послушание по исполнение одного из своих монашеских обетов. При содействии нового полоцкого епископа Илии она переселилась в особую келью при Софийском соборе, которую именовали «голубицею», и несколько лет занималась там переписыванием священных книг:«нача книгу писати своими руками». Видимо, при Софийском соборе была библиотека и скрипторий.
Переписывание книг вручную в те времена было делом непростым и весьма тяжелым в физическом отношении, не


Есть версия, что Евфросинья написала даже летопись Полоцкого княжества, которая находилась в Полоцкой библиотеке и не сохранилась до наших дней.Между прочим, все книги, выполненные Евфросиньей, затем продавались, а вырученные деньги раздавали бедным.
Продолжение следует…