nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

ЕВФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ И ЕЕ КРЕСТ

Часть 2.

        Дальнейшая история Евфросинии вполне типична для любого духовного деятеля, стяжавшего впоследствии за свои труды статус «преподобного», то есть приближенного по своим деяниям к деяниям Христа.
        После нескольких лет пребывания Евфросинии в скриптории полоцкого Софийского собора, однажды ночью ей явился Ангел, который взял и привел ее в Сельцо, небольшой поселок, находившийся недалеко от Полоцка. Ангел вполне однозначно заявил: «Здесь надлежит тебе быть!». Сон этот (если это был сон, а не видение в процессе медитации) повторился трижды. После этого Евфросиния (которой, видимо, надоело каждую ночь переживать День сурка), обратилась к епископу полоцкому Илие, который и решил проблему, передав ей Сельцо для устройства нового монастыря.
        Монастырь был сначала поименован Спасским, а позднее стал Спас-Преображенским. Главный его собор, Спасский, был построен известным в то время местным архитектором Иоанном за феноменально короткий для того времени период – всего за 30 недель (менее восьми месяцев) и освящен в 1133 году. Согласно легенде, скорость строительства была такова, что когда мастера дошли до верхней части собора, у них закончился строительный материал — плинфа, но после молитвы Евфросинии на следующий день в печи для обжига обнаружилась плинфа в достаточном количестве, и в тот же день был вознесен крест.
        Спас-Преображенский собор представляет собой великолепный образец древнерусского зодчества, в котором чувствуется также присутствие ордерных форм, причем в достаточно монументальном масштабе. Вообще, для русской архитектуры 11-12 века характерна некоторая отсылка к романскому стилю Западной Европы.
        Евфросиния, естественно, стала первой настоятельницей своего монастыря. Несмотря на первоначальное неприятие ее жизненного выбора семьей, связь с родными не была потеряна, и постепенно она стала весьма уважаемой и влиятельной персоной.
        Когда она попросила отца прислать к ней свою младшую сестру Гордиславу для обучения грамоте, то тот (не без колебаний) согласился. Евфросиния не только учила сестру читать и писать, но, похоже и вполне наглядно продемонстрировало ей преимущества жизни в монастыре. Гордислава сама попросила сестру постричь ее в монахини, и постриг, при котором она получила имя Евдокия, состоялся, но тайно (очевидно, сестрички не были уверены в том, что папа не приедет и не разнесет монастырь вдребезги).
      Затем также в монастыре оказалась и их кузина Звенислава. Но у нее как раз умер отец, князь Борис, так что, возможно она посчитала монашество гораздо лучшим уделом, нежели жизнь приживалки (хотя и вполне состоятельной) при княжьих дворах своих родственников.Звенислава получила при постриге имя Евпраксия, и кроме того она принесла в обитель все свое немалое состояние. Летописи свидетельствуют, что кузины были очень близки  («яко един душа въ двою телесу»), и Евпраксия стала верной помощницей Евфросинии, а затем и второй настоятельницей ее монастыря.
        И, наконец, Евфросиния постригла в монахини двух своих племянниц, дочерей брата Вячеслава Ольгу и Кирьяну. Судя по всему, это случилось как раз перед отъездом Евфросинии в Палестину. Отец девочек, между прочим, был категорически против (по другой версии, впрочем, сам просил сестру об этом), но сделать уже ничего не смог. Летописи утверждают, что «Евфросиния имела от Бога дар: взглянув на кого, сразу видела, имеет ли тот человек дух добродетельный и может ли он стать Божиим избранником». Но, похоже, что она просто укрепляла ключевые должности в своем монастыре своими родственницами, полагая, что уж им-то она сможет всецело доверять.
        Особенно важным это оказалось тогда, когда под конец жизни в возрасте около шестидесяти лет Евфросиния задумала совершить паломничество в Иерусалим, чтобы лично увидеть все те священные места и реликвии, о которых она столько размышляла в тишине своей кельи.
        В чем-то в времена путешествовать было даже проще, чем сейчас: визы, оплаченные билеты и бронь в гостинице не требовались, границ практически не существовало, ночевать можно было под любым кустом,  идти пешком или ехать в собственной повозке с подходящей тебе скоростью, обозревая по пути прочие достопримечательности. Если, конечно, тебе не встретятся разбойники и не свалит под ближайшим кустом какая-нибудь зараза вроде чумы.
         Провожать Евфросинию собрались все ее родственники, а местные жители восприняли ее отъезд как личную трагедию. Сопровождали Евфросинию ее сестра Евдокия и брат Давид, и перед отъездом она получила благословение епископа Илии.
        Судя по всему, миссия, Евфосинии не ограничивалась лишь паломническим туризмом, во всех русских землях,через которые она проезжала, Евфросиния выступала в качестве миротворца между постоянно воюющими удельными князьями, а в более отдаленных регионах вела дипломатические переговоры и выступала в роди миссионера в рамках церковно-просветительской деятельности.
        Предполагается, что Евфросиния путешествовала не более привычным для того времени водным путем «из варяг в греки», а ехала по суше. Известно, что на пути в Константинополь она встречалась с императором Мануилом Комнином.
        До Иерусалима Евфросинья добралась к концу апреля 1167 года. В то время Иерусалим еще принадлежал крестоносцам, а царствовал там Амальрих I (Амори Иерусалимский), который приходился Евфросинии дальним родственником через жену французского короля Генриха I Анну, дочь Ярослава Мудрого.
        В Иерусалиме Евфросиния успела только побывать у Гроба Господня. Всего через несколько дней она заболела. И, видимо, в бреду, ее было видение ангела, после чего Евфросиния поняла, что конец ее близок, и начала подготовку к этому важнейшему событию. Судя по всему, она вообще ко всему в своей жизни подходила весьма педантично и организованно.
        Сначала Евфросиния отправила брата и сестру за святой водой на Иордан. Затем она послала прошение в древнюю Лавру Саввы Освященного, чтобы её похоронили в монастырском храме. Но Лавра была мужским монастырем, и там не принимали женщин (ни в каком состоянии). Вероятно, желание быть похороненной именно в мужском  монастыре было связано с тем, что Евфросиния старалась во всем походить на святую Евфросинию Александрийскую, которая жила под видом инока Измарагда и была похоронена в мужском монастыре. Получив отказ, Евфросиния приказала слуге купить гробницу в камере храма Пресвятой Богородицы в монастыре Феодосия Великого.
        Евфросиния болела 23 дня, она скончалась 23 мая 1167 года.
        Возможно, она так и осталась бы одной из ранних православных подвижниц, если бы помимо деятельности по организации монастырей и участии в общественной и политической жизни Полоцкого княжества, она не осуществила два важнейших историко-культурных проекта: приобретение в Константинополе для Полоцкого Софийского собора иконы Богородицы Эфесской, по преданию написанной самим апостолом Лукой, которая позднее стала именоваться Божией Матерью Полоцкой, и изготовление напрестольного Креста, который в истории известен как Крест Евфросинии Полоцкой.

Продолжение следует…
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments