
Часть 3.
В 1161 году Евфросиния, которая еще раньше создала в Полоцке иконописную и ювелирную мастерские, заказала местному ювелиру Лазарю Богше изготовить напрестольный крест для Спасского собора.
Имя ювелира известно поскольку он сам выгравировал его на одной из золотых пластинах, украшавших крест: «Г[оспод]и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».
Вероятно, Лазарь Богша был выходцем из Юго-Западной Руси. Имя Лазарь он получил при крещении, а прозвище Богша скорее всего было сокращением от его славянского языческого имени Богуслав.
Неизвестно, где он учился ювелирному делу, но уровень его мастерства был настолько высок, что можно предположить даже, что он учился у византийских мастеров в Константинополе. Руку Лазаря Богши можно увидеть еще в нескольких ювелирных произведениях соответствующего периода, выполненных в технике перегородчатой эмали, например, медальон барм из Киевского клада 1824 года.

Техника перегородчатой эмали, которую применяли по большей части для изделий из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения и опыта. Для изготовления объекта на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Затем, внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Кроме более распространенных синей, красной, белой и зелёной эмалей, русские мастера использовали также редкие пурпурную, голубую и темно-жёлтую эмали. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.
Напрестольный крест (то есть алтарный, хранящийся на престоле в алтаре храма) Евфросинии Полоцкой был изготовлен в виде шестиконечного патриаршего (или архиепископального) креста, который иногда путают с лотарингским. Разница заключается в том, что у лотарингского поперечные перекладины располагаются на равном удалении от концов вертикали, а у патриаршего обе перекладины сдвинуты к верхней части вертикали. Верхняя, более узкая перекладина представляет собой titulus, то есть доску для надписей, введенную по распоряжении Понтия Пилата.


Крест имел высоту 51,8 см, длина верхнего перекрестия составляла 14 см, анижнего21 см. Основа реликвиибыла выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплены 21 золотая пластина, а к боковым – 20 серебряных пластин. Крест был декорировал драгоценными камнями и чеканным орнаментом, а край передней стороны креста

Пластины передней стороны представляют великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на его концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровителей заказчицы и её родителей).
В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный кресты. На обратной стороне креста представлены образы отцов церкви: святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым изображением сделаны надписи греческими и славянскими буквами.
Крест был выполнен как мощевик: в его середине, в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия.Предполагается, что эти священные реликвии были присланыдля Евфросинии из Константинополя (похоже, у нее действительно были родственные связи с Комнинами).
На боковых торцах креста по спирали в два ряда ювелир поместил следующую надпись:
«Вълѣ[то] 6000 и 669 покладаетьОфросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣвобесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъвъ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣизнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боудиемоупомощникъчьстьныикр(е)стъ ни въсьвѣкъ, ни въбоудщии, и да боудетьпроклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тымиотци 300 и 18 семиюсъборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боудиемоу часть съИюдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнетьсътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъкоторыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боудиемоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъшикр(е)стъ сии, прииметьвѣчную жизнь съвсѣ[м]и с[вятыми]»
Из всего этого древнерусского текста можно сделать следующие выводы:
· крест был закончен в 6669 году от Сотворения мира, то есть действительно в 1161 году (6669 – 5508 = 1161);
· материалы для работы обошлись в 140 гривен (для 12 века это астрономическая сумма, поскольку доход всего Полоцкого княжества за год не превышал 40 гривен), а священные реликвии, естественно, бесценны;
· на крест было наложено настоящее заклятие, грозящее всяческими неприятностями тому, кто посмеет изъять реликвию из монастыря, куда его вложила преподобная Евфросиния. И надо признать, что это совсем не было лишним, хотя и не сработало в конечном итоге.

В 1514 году великий князь Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась

Иван Грозный, человек не столько набожный, сколько суеверный, был убежден в существовании особой волшебной «крестной силы» полоцкого креста. Поэтому он взял его в поход на Полоцк в 1563 году. Судя по всему, он поклялся, что вернёт крест на прежнее место в случае победы, что и исполнил, как об этом свидетельствовал летописец:

Когда в 1579 году Полоцк был захвачен войском Стефана Батория, монахи спрятали крест (куда именно, летописи не

Еще почти 250 лет прошли для креста Евфросинии относительно спокойно, пока Наполеон не начал свою военную компанию. Тогда крест просто вмуровали в стену, чтобы спрятать (очень может быть, что от Стефана Батория его прятали точно также)
В 1839 году, когда уния была ликвидирована, реликвия снова вернулась к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в Спас-Преображенском соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть крест наконец-то вернулся в храм для которого его и изготовили).


Продолжение следует…