nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

ЕВФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ И ЕЕ КРЕСТ

Часть 4.

        В 1928 году крест Евфросинии Полоцкой перевезли из Полоцка в Минск. Это была типичная для того времени ситуация, когда церковные ценности экспроприировались и собирались в одном фонде, чтобы потом распределить их для разных целей. Золотые и серебряные изделия могли переплавить в слитки, если комиссия полагала, что они не представляют художественной и культурной ценности. Иконы могли передать в местные музеи (или порубить на дрова). Более ценные экспонаты могли отправить в Москву, в Государственный музейный фонд, откуда их распределяли по другим музеям или отсылали на зарубежные аукционы, чтобы пополнить государственную казну.
        Разумеется, крест Евфросинии Полоцкой даже в те суровые и дикие времена, сочли особо ценным художественным произведением, и оставили в одном из минских музеев.
       Через год руководство Белоруссии приняло решение перенести столицу республики из Минска в Могилев, поддержанное и в Кремле. В новой столице даже построили целый комплекс правительственных зданий – Дом Советов. Туда же для пополнения довольно скромной коллекции местного музея перевезли и некоторое количество церковных сокровищ из Минска.
        Предполагалось, что коллекция будет храниться в Могилевском историческом музее, однако, судя по всему, сокровища были размещеныза бронированной дверью в специально оборудованной комнате-сейфе Могилевского обкома партии (по другой информации комната-сейф была оборудована в самом музее).
        Коллекция действительно состояла из реликвий необыкновенной ценности. Помимо церковной утвари (серебряные оклады, потиры, кубки сосуды, чаши) в нее входили несколько особо ценных икон, в том числе и особо чтимая в Белоруссии икона Богоматери Белынической, античные золотые украшения из Помпеи, серебряная булава Сигизмунда III, большая коллекция серебряного холодного оружия, золотой и серебряный ключи от старинных врат Могилева, табакерки, часы и перстни работы самых известных мастеров-ювелиров 17-19 века.
        Но самой главной ценностью могилевской коллекции без сомнения был крест Евфросинии Полоцкой.
В самом начале Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 года когда немцы подходили к Могилеву, могилевские сокровища было решено эвакуировать в тыл страны. Эвакуацией руководил первый секретарь ЦК ВКП (б) Белоруссии, Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко.
        Как это обычно бывает в нашей стране, музейные ценности вывозились в страшной спешке и с большим опозданием. Немцы в тот момент уже находились в окрестностях города. Но оперативная обстановка все же позволила колонне из трех грузовиков в последний момент относительно благополучно покинуть город.
        Пономаренко лично сопровождал колонну, которая должна была перемещаться по маршруту Могилев-Смоленск-Можайск-Москва. По пути грузовики несколько раз попадали под бомбежку, но предполагалось, что им удалось благополучно прибыть в Москву. Вроде бы машины видели у управления кадров Красной Армии на Ленинских горах.
       Сам Пантелеймон Пономаренко в 1943 и 1945 годах в публичных выступлениях заявлял, крест Евфросинии Полоцкой не был утрачен, а находится в распоряжении руководства страны. Также существует документ, копия которого в свое время была переслана Министерство культуры РСФСР, где сообщалось, что летом 1941 года сразу после того, как колонна грузовиков из Могилева прибыла в Москву, могилевский сокровища, в числе которых был и крест, демонстрировались Лаврентию Берии.
     По официальной версии военного времени белорусские сокровища, спасенные от фашистов, во время войны бесследно затерялись где-то на территории России, а возможно до сих пор пылятся в запасниках одного из провинциальный музеев (более вероятны музеи Уфы или Самары, поскольку в этих городах во время войны хранились белорусские архивы). Конечно, этот вариант развития событий был весьма вероятен, и в музейных запасниках тоже время от времени находят что-то особо ценное, но все-таки маловероятно, что крест Евфросиии Полоцкой могли банально потерять в фондах какого-нибудь провинциального музея, всех сотрудников которого, очевидно, одновременно сразила эпидемия болезни Альцгеймера.
        Более циничный вариант развития событий предположили уже в 1990-е годы, когда стали писать о том, что Крест стал частью оплаты  долгов Советского Союза  по ленд-лизу (то есть его чуть ли не обменяли на тушенку). Но в таком случае, эта вещь, которая без сомнения имеет мировое художественное значения, непременно была бы выставлена в каком-то из музеев США, ведь это было бы законное приобретение. В 1990 году ООН инспирировала поиски креста в США, которые не дали никакого результата.
        После войны официальная советская версия развития событий уместилась всего в пару строк: «До 1941 года Крест Евфросинии Полоцкой хранился в Могилеве. Вывезен немецко-фашистскими захватчиками». Но никакой дополнительной информации о том, как он мог попасть к немцам, если грузовики с ценностями успели выйти из города до оккупации, эта версия не сообщает.
        Так что не удивительно, что исследователи попробовали более тщательно изучить маршрут передвижения колонны с могилевскими ценностями. Возможно, какая-то часть грузовиков действительно добралась до Москвы, ведь Пантелеймон Пономаренко был в столице уже в середине лета 1941 года. Но весьма велика вероятность, что часть груза, в том числе и Крест застряли в Смоленске.
        Один из историков обнаружил в архиве так называемого «Оперативного штаба Розенберга» (в данный момент эти документы хранятся в Киеве, в Центральном Государственном архиве высших органов власти и управления Украины) запись от 22 января 1943 года:
        «Сообщение д-ра Эссера в зондерштаб «Изобразительное искусство» о так называемом Могилевском серебряном сокровище. Указывается, что оно находится в Смоленске у СД, однако уже передано Штабу, а именно зондеркоманде «Смоленск». Сокровище состоит из 369 отдельных предметов, упакованных в 4 больших ящика. Более подробного описания нет. Эссер обещал позже прислать опись».
        Возможно, речь в этом документа действительно идёт о вещах, которые Пономаренко вывозил из Могилева. Смущает только то, что педантичные немцы назвали Могилевское сокровище «серебряным», а Крест Евфросини  Полоцкой однозначно был декорировал золотыми пластинами.
        Кстати, доктор Карл-Хайнц Эссер был искуствоведом и довольно квалифицированным экспертом в области искусства, который со знанием дела руководил вывозом ценностей из дворцов в пригороде Ленинграда (после войны он был директором музея в Майнце).
      Несмотря на то, что в начале 1990-х годов властями независимой Белоруссии  были предприняты довольно активные попытки разыскать крест, считавшегося одним из символов страны, стало ясно, что пока это невозможно. Поэтому во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белоруссии в 1992 году было решено воссоздать крест.           Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет.
Крест воссоздал ювелир-эмальер из Бреста, Николай Кузьмич. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой В настоящее время он хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря, именно там, где и хотела его видеть преподобная Евфросиния Полоцкая.
        P.S. Так не хочется верить, что Крест погиб при штурме Смоленска. Пусть уж лучше лежит где-нибудь в музейных фондах, не важно в Уфе или в Вашингтоне…
Tags: декоративно-прикладное искусство, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Кенель. Портрет Мишеля Монтеня (?).ок. 1588 Однажды французского писателя и философа Мишеля Монтеня спросили, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments