nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ШЕДЕВРЫ

ЧТО ГЕНИАЛЬНОГО В ДЖОКОНДЕ?


         Творческое наследие Леонардо да Винчи не очень велико, всего сохранилось около тридцати работ, которые с большей или меньшей степенью вероятности принадлежат его кисти. «Мона Лиза», или «Джоконда», стоит в этом ряду особняком. Вероятно, для нас это самая известная картина Леонардо, и она, безусловно, была написана им. Более того, известно, что он не расставался с этим портретом до конца жизни.
          Высказывалась масса предположений о том, кто же изображен на портрете, хотя его название указывает прямо на то, что это изображение женщины по имени Лиза Герардини, которая в 1495 году вышла замуж за флорентийского торговца и политического деятеля Франческо дель Джокондо, который был близким другом Леонардо да Винчи. Но хотя известно, что Леонардо писал портрет Лизы Герардини, в источниках, разумеется, нельзя найти точной и однозначной привязки этого портрета к тому изображению, которое мы знаем сегодня как «Джоконду». И естественно, это дает определенный простор для фантазии и оригинального творчества некоторых исследователей.
          Во всяком случае высказывались предположения, что «Джоконда» на самом деле это портрет матери Леонардо да Винчи, изображение одной из выдающихся женщин той эпохи, например, Изабеллы д`Эсте, или просто неизвестной, но привлекательной дамы. Кое-кто видел на портрете вместо женщины юношу в женском одеянии (это сторонники теорий о гомосексуализме Леонардо) и даже автопортрет самого художника. Все эти теории, несмотря на их занимательность, не имеют никаких реальных доказательств. Умозрительные конструкции, построенные их авторами, базируются исключительно на домыслах и догадках.
          В знаменитом монументальном труде Джорджио Вазари есть сведения о том, как Леонардо работал над картиной. Известно, что художник писал портрет в течение четырех лет. Чтобы модель во время сеансов позирования не скучала, в мастерскую художников приглашались шуты и музыканты, развлекавшие молодую женщину. Предполагается также, что Леонардо был настолько привязан к этой своей работе, что он не отдал портрет заказчикам, а всегда возил его с собой, и только в конце жизни продал французскому королю Франциску I.
          Как бы там ни было, портрет Моны Лизы искусствоведы считают практически совершенным как с технической, так и с художественной точки зрения. Картина написана на тополиной доске масляными красками. Ее размер не слишком велик – 77х53 см. Сейчас краски сильно потемнели от времени, и, кроме того, картина была обрезана по бокам, где первоначально изображались колонны балкона, на котором сидит Мона Лиза. Кто и когда это сделал до сих пор неизвестно. Так что сегодня мы можем судить о том, какой картина была изначально, только по многочисленным копиям, сделанным учениками Леонардо или теми художниками, кто видел портрет в 16-18 веках.
          Леонардо использовал многослойную живопись, когда сначала пишется фон картины и ее основные детали, а затем краска разводится скипидаром, и художник уже более тщательно прописывает самые важные места, например, лицо и руки. Чтобы работать в такой технике художник должен обладать не только большим опытом и мастерством, но и большим терпением, а Леонардо использовал ее просто гениально.
          В композиции портрета Леонардо применил свое излюбленное пирамидальное построение, а саму фигуру героини он разместил по принципу контрапоста, когда тело Моны Лизы повернуто относительно плоскости картины, а ее голова и взгляд направлены на зрителя. Это позволило придать фигуре героини объем и движение.
          Новаторским можно назвать и фон, который изображает Леонардо за спиной у своей модели. Обычно подобные портреты писались на однородном темном или черном фоне, но художник изобразил за спиной Моны Лизы великолепный горный пейзаж. Причем соотношение фигуры и пейзажа таково, что Мона Лиза на этом фоне кажется еще более монументальной.

                               
    Леонардо да Винчи. Дама с горностаем       Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи

          Портретный жанр, по крайней мере, в эпоху Возрождения, не считался таким значимым, как многофигурные композиции на религиозные, мифологические или исторические темы. Но «Мона Лиза» Леонардо показывает, что мастерство художника может поднять даже камерный портрет на уровень великого произведения искусства. Живописными приемами Леонардо показывает внутренний мир модели, ее характер, интеллект. А знаменитая улыбка и не менее знаменитая дымка сфумато, окутывающая лицо и фигуру героини, придают образу ощущение изменчивости и глубины. В общем, если как следует приглядеться, то на картине можно увидеть лицо живой женщины, которое меняется в зависимости от того, как меняются ее мысли и чувства. Поэтому «Джоконда» завораживала и продолжает завораживать зрителя.
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:05: БОГОМАТЕРЬ НА ИКОНЕ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ КАНОНЫ https://t.co/0RxO1mVpnU Пт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ВЕНЕРА И МАРС. Ок.1483 https://t.co/drbh34BAy7 Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:05: АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС С ОРУДИЯМИ СТРАСТЕЙ. 1582 https://t.co/M0hKcY5aWu Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments