nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНТУАН КАРОН. ПОХОРОНЫ ЛЮБВИ

         Люди 16 века обожали аллегории. В отличие от нас, они прекрасно разбирались в античной и христианской мифологии, знали язык цветов и значение геральдических элементов, и из всего этого легко составляли композиции и также легко их читали. А вот для нас работы художников того времени подчас представляют собой загадку, которую невозможно разрешить до конца.
         Картина «Похороны Амура» как раз и относится к подобным загадочным аллегориям, смысл и значение которых невозможно прояснить полностью. Ее автором был Антуан Карон, представитель французского маньеризма, время работы которого пришлось на время перехода от первой школы Фонтенбло ко второй (первая школа Фонтенбло относится к эпохе Франциска I и Генриха II, а вторая – ко времени Генриха IV).
         Карон родился в 1521 году в Бове, и, проявив талант в живописи, в возрасте около двадцати лет приехал в Париж.Он учился у Николо дель Аббадо и Приматиччо, а с 1561 года стал придворным художником Екатерины Медичи и вообще всех последних Валуа.
         Карон начинал свою карьеру художника в качестве мастера религиозных композиций, а затем начал заниматься аллегориями. Одной из самых известных его работ и являются «Похороны Амура». Картина не имеет точной датировки, но по мнению французских специалистов она может быть отнесена к 1580-м годам.
         Ее название, которое на французском языке звучит как «Les Funérailles de l'Amour» может быть переведено двояко – либо это действительно «Похороны Амура», либо «Похороны Любви». И отсюда появляется и первая загадка: какую именно любовь хоронят на картине.
         Полотно имеет довольно приличные размеры - 164 × 209 см, и очень плотно заселено самыми разнообразными группами персонажей, а также элементами архитектурных сооружений и природными объектами. Центр переднего плана занимают погребальные носилки, на которых покоится спелёнатое тело младенца-Амура. Причем то, что это именно Амур выступает как усопший, нам известно лишь из названия картины, отличительные признаки божка – крылья, нам не видны.
         Носилки сопровождают восемь пар собратьев покойного Амура, также крылатых младенцев. Традиционно их тоже называют Амурами, но, скорее всего, это путто (путти) или гении, которые согласно римской мифологии защищают душу человека на протяжении и всей его жизни, а затем сопровождают ее на небеса. Четверо путто несут носилки, остальные идут перед ними, направляясь в храм, расположенный на холме в правом верхнем углу полотна. Таким образом, процессия пересекает холст по диагонали, устремляясь снизу вверх, что можно трактовать как путь души на небеса.
        Храм посвящен богине, чаще всего указывается, что это храм Дианы, однако с той же степенью вероятности можно предположить, что перед нами храм Венеры, которая по наиболее распространённой версии происхождения Амура (Эрота или Купидона), считается его матерью. Храм представляет собой идеальное с точки зрения Ренессанса архитектурное сооружение, центрическое в плане, основу которого составляет круг, декорированное красными полуколоннами на первом  ярусе, белыми (мраморными) полуколоннами на втором ярусе и скульптурой богини в центре крыши. Щит картуша над порталом входа оформлен черным в знак траура.
         Головы путто в знак траура покрыты черными капюшонами. Они несут свечи, перевитые черными и белыми траурными лентами, штандарты с геральдическими знаками Амура и его отличительные символы – лук и стрелы. Только двое из сопровождающих носилки выделяются из общей траурной группы. Один из путто в паре, идущей непосредственно перед носилками, снял свой траурный головной убор и несет его в руке, причем свечу, которую он держит в другой руке, он приветственно поднял над головой и обернулся назад.
        Если проследить за его взглядом, то мы замечаем его товарища, который несет носилки с покойным Амуром, и при этом обернулся к зрителю и смотрит с лукавой усмешкой, словно намекая на существование некоей пикантной тайны, смысл которой известен только посвященным. Либо он насмехается над зрителем-невеждой, либо надо всей траурной церемонией в целом.
        В левом нижнем углу полотна художник изображает некое светское здание, подобное итальянскому палаццо, богато (и довольно логично) декорированное разнообразными архитектурными элементами (сдвоенные капители, балюстрада на крыше, небольшие треугольные фронтоны либо волюты над окнами, декоративные ниши, кессонированный свод арки и т.д.) Из арки вслед за погребальными носилками выходит группа мужчин в античных одеяниях с лавровыми венками на головах. Можно предположить, что это поэты и литераторы, которые сопровождают свой ныне почивший источник вдохновения.
        Остальные достаточно живописные группы античных персонажей, вероятно, обитателей блаженной Аркадской долины, являются лишь наблюдателями трагического шествия, в самом действии они не принимают непосредственного участия.
        Сверху за всем происходящим следит божество, летящее по небу в золотой повозке, запряженной белыми птицами. Скорее всего, это Венера, которую иногда изображали именно таким образом.
        Традиционно существует два варианта трактовки сюжета «Похорон Амура»: картину считают откликом на смерть Дианы де Пуатье, или предполагают, что поводом для ее создания послужила смерть поэта Пьера де Ронсара. Итак, можно попытаться проанализировать обе этих версии.
      Начнем с Дианы де Пуатье. Ее роман с королем Франции Генрихом II, вероятно, мог считаться главной любовной историей 16 века, однако все кончилось еще в 1559 году, когда Генрих погиб на турнире. Сама Диана умерла семь лет спустя, и память о ней при дворе Валуа постарались максимально уничтожить, ведь теперь это был двор обманутой жены, вдовствующей королевы Екатерины.
        Карон появился при дворе последних Валуа только в 1561 году, то есть через два года после удаления Дианы, скорее всего он никогда с ней не сталкивался и не был ничем обязан, так что писать такое полотно по собственной инициативе у художника не было никакого повода.
        К тому же картину принято датировать серединой 1580-х годов, то есть после смерти Дианы прошло к тому времени почти 20 лет. Надо полагать, что ни семья Генриха, ни потомки Дианы не горели желанием увековечить греховный союз их близких, тем более постфактум. Также наивно предполагать наличие у любовников настолько преданных друзей, что они были готовы даже к противоборству с самой всесильной Екатериной Медичи за право сохранить память о великой любовной истории.
         Правда конспирологи склонны выстраивать целую историю, основанную, впрочем, исключительно на легендах и домыслах. Ехидную ухмылкуодного из Амуров они объясняют тем, что у Дианы и Генриха все-таки был совместный ребенок, наличие которого и составляет главную тайну их любовного союза (правда, пол незаконнорожденного дитяти не уточняется). Именно этот подросший младенец (или его прямые потомки) и заказали картину в память о любви его родителей. В таком случае заказ картины относят к концу 1560-х годов (сразу после смерти Дианы де Пуатье) или же к периоду между смертью Екатерины Медичи в 1589 году и смертью самого Антуана Карона в 1599 году. Косвенным подтверждением наличия у любовников общего ребенка якобы может служить тот факт, что в день смерти Дианы де Пуатье каждый год в течении более четырехсот пятидесяти лет кто-то кладет две белых розы к ее надгробию, одна роза символизирует ее самое, а вторая – ее Генриха. Кто это может делать, как не их общие потомки?
        Свечи в руках у Амуров, перевитые черными и белым  лентами, воспринимаются в этом случае как намек на черные и белые цвета нарядов Дианы де Пуатье, которые она носила со времени смерти ее мужа, и которые были отличительными признаками всех ее нарядов более позднего времени.
        Впрочем, поскольку датировка картины Карона основывается не только на умозрительных признаках ее принадлежности к школе Фонтенбло и на достаточно условно определяемом периоде творчества художника, к которому она может относиться, но также и на установленных документальных свидетельствах, то нет никаких причин пересматривать середину 1580-х годов как наиболее вероятное время ее создания.
       Так что гораздо более логичным представляется второй вариант, согласно которому картина посвящена памяти Пьера де Ронсара, одного из величайших французских поэтов 16 века. Любопытно, что в чем-то его судьба была сходна  с судьбой Дианы де Пуатье.
         Ронсар родился в 1524 году, то есть он был на пять лет младше Генриха II, и, поскольку его отец был придворным Франциска I, детство будущий поэт провел при королевском дворе в качестве пажа. Стихи он начал сочинять с восемнадцати лет, и, вероятно, поэтический дар в какой-то мере смог компенсировать невозможность дальнейшей придворной карьеры. Дело в том, что за пару лет до этого Ронсар начал терять слух (весьма вероятно, это было следствием перенесенного в 16 лет сифилиса).
        С 1549 года Ронсар возглавил поэтическую школу «Плеяда», названную так в честь одноименной группы семи александрийских поэтов III в. до н. э. Во французскую «Плеяду» также входили семь поэтов, которые систематически изучали и осваивали поэтические жанры прошлого(ода, сонет, элегия, эклога, комедия, трагедия) и развивали их духе эпохи Возрождения. В 1549 Ронсар вместе с Жоашеномдю Белле и де Баифом разработал план обширной поэтической реформы, позднее изложенный в «Защите и прославлении французского языка» дю Белле. В 1552-1553 гг. Ронсар написал «Любовные стихи» в стиле Петрарки, ав 1555-1556 гг. - цикл сонетов, в которых в более простом и естественном стиле воспел юную крестьянку Марию Дюпен.
   
      В эти же годы он создал цикл философских стихов под названием «Гимны», где затрагивались основные вопросы человеческого бытия. К ним примыкают и религиозно-политические стихи «Рассуждения о бедствиях времени», написанные в 1560-1562 гг. В 1565 г. Ронсар написал теоретический труд «Краткое изложение поэтического искусства», а в 1571 г.приступил к созданию героико-эпической поэмы «Франсиада», разработав ещё один литературный жанр. Впрочем, «Франсиаду» он так и не окончил.
        Покровителем Ронсара был Генрих II, и после смерти короля его придворный поэт постепенно впал в немилость, был удален от двора, и последние годы жизни провел фактически в изгнании в Турени.
        Основной темой творчества Ронсара была любовь (и смерть), так что присутствие целой толпы Амуров на похоронах выглядит вполне обоснованно. Также логично и то, что его личного Амура провожают в последний путь поэты, его последователи и ученики. Понятными тогда кажутся и намеки путто из похоронной процессии, ведь на самом деле Любовь, воспетая в стихах не умирает, поскольку творчество остается бессмертным (а «рукописи не горят»).
        Кроме того со времени Сафо Венера на воздушной колеснице, запряженной птицами, является поэтам, которые находятся в состоянии творческого кризиса, дабы вдохновить их на дальнейшее творчество. С учетом того, что Ронсар так и не окончил свою «Франсиаду», хотя начал ее почти за пятнадцать лет до смерти, дополнительный источник вдохновения ему бы действительно не помешал.
        Но как бы там ни было, в любом случае, «Похороны Амура» Антуана Карона знаменуют собой конец блестящей, но весьма короткой эпохи правления последних Валуа, и окончательный уход со сцены ее великолепных представителей, будь то королевская любовница Диана де Пуатье, или королевский поэт Пьер де Ронсар.
Tags: истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments