nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
    В древнеримском искусстве портретный жанр получает широкое распространение не только в скульптуре, но также и в живописи. Однако эволюцию живописного римского портрета невозможно проследить столь детально, как скульптурного.
        Живописных портретов сохранилось немного. Об их характерных особенностях дают представление в основном лишь фаюмские портреты I-III веков, названные так по месту нахождения в некрополе оазиса Эль-Фаюм в восточно-римской провинции Египта.
    Живописный портрет развивался в Эль-Фаюме под воздействием римского эллинистического искусства. Он сохранял здесь еще культовое назначение, продолжая этим традиции древнеримского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Осириса. Но иногда портрет вставлялся в атриум, обрамленный рамой круглой или четырехугольной формы.
      По сравнению с египетскими портретами-масками фаюмский портрет был новым видом живописного искусства. В нем уже не было скованности во фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с естественным трехчетвертным поворотом головы и обычно помещалась на нейтральном фоне. Плоскостная декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объема. В связи с этим получили распространение техника энкаустики (земляные краски, смешанные с воском и смолой) и восковой темперы, повышающие пластичность, выразительность форм, звучность чистых красок. Применялась и чистая темпера, а также смешение этих красок,
дающее разнообразные живописные эффекты.
    В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели, перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами – жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся и возрастные особенности и этнические черты различных народов, которые населяли Египет в ту эпоху.
      Особенно привлекают обаятельные женские образы. В изысканном «Портрете молодой женщины» (II в.н.э.) за внешней горделивостью и сдержанностью проступает волевой, страстный, яркий темперамент.
    К прекрасным образцам в технике энкаустики относится «Портрет молодого человека в золотом венке» (нач.II в.н.э.) из Пушкинского музея. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни.
    В «Портрете пожилого римлянина» (вт.пол. I в.н.э.) разнообразные по рисунку и направленности плотные мазки подчеркивают скульптурность форм осунувшегося лица. Этому способствуют брошенные на лоб, щеки и нос световые блики и глубокая тень под подбородком. Художник передал гармонию насыщенные цветов: белого и голубого в одежде, темно-золотистого в лице, голубых рефлексов на розовых щеках.

    В конце II-III веков в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. Вновь возродилась фронтальная композиция, графически плоскостная трактовка форм, локальный цвет. Энкаустика вытеснилась темперой. Формы передавались плоскостно, контур силуэта становился более четким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком. Во взгляде проявлялась напряженность, предвосхитившая иконные лики Византии («Портрет женщины», нач.IIIв.; «Портрет юноши в венке»,III в.)
Tags: истории, портрет, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…