nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ ФИНА, СЕРАФИНА

         В наше относительно цивилизованное время, когда молодые люди до двадцати одного года в некоторых странах считаются неспособными сами решать пить или не пить им алкогольное напитки (при этом служить в армии, участвовать в выборах и жениться им можно), истории некоторых святых, которые сознательно сделали свой жизненный выбор и пошли по избранному пути к святости в совсем юном возрасте, могут вызывать и недоумение, и даже неприятие. Сразу встает вопрос, куда смотрели их родители или опекуны, и почему их поддержали окружающие вместо того, чтобы бросаться спасать ребенка от опасностей и неминуемой мученической смерти.
         К таким юным святым относится и девочка Фина из городка Сан-Джиминьяно в Тоскане. Фина или Серафина родилась в 1238 году в знатной, но небогатой семье Камбио и Империеры Чиарди (исторические источники прямо называют семейство Чиарди обедневшими или даже обнищавшими дворянами). У семьи был скромный дом, который тем не менее находился в престижном аристократическом районе города, так называемом «городе красивых башен». Дом, где жила Фина Чиарди сохранился до нашего времени, а переулок, куда выходит его фасад, теперь носит ее имя.
         Сведений о первых годах жизни Фины практически нет. Известно только, что она была скромной и послушной девочкой, очень доброй и очень набожной. Утверждали, что она была настолько предана Мадонне, что из дома выходила только чтобы пойти в церковь на мессу, а все остальное время проводила в молитвах, совершенно не участвуя в обычных детских играх и развлечениях.
         Хотя существуют легенды о том, что Фина творила чудеса даже когда была совсем маленькой девочкой. Согласно одной из них, однажды она с двумя подругами отправилась на прогулку на берег реки Фонти (вероятно, она все-таки иногда выходила из дома не только для того, чтобы пойти в церковь). Там девочки услышали плач еще одной их сверстницы, Смеральды. Оказалось, что, заигравшись, та разбила кувшин для воды, который дала ей мать, и теперь боялась идти домой, поскольку не хотела быть наказанной.Фина велела Смеральде собрать осколки кувшина и положить их в воду, после чего кувшин оказался целым.
         Когда Фине исполнилось десять лет, она заболела. Хотя, можно предположить, что болела она и раньше, ведь здоровый ребенок не будет сидеть целыми днями дома, не имея никакого желания гулять, просто ее недомогания близкие не замечали (а, может, и на приличного врача у них денег не было) и вполне в духе своего времени списывали болезнь на особенное благочестие своего ребенка. Точный диагноз Фины через столько веков, конечно, определить невозможно, однако, скорее всего, это был или костный туберкулез или остеомиелит.
         Болезнь постепенно парализовала девочку, она испытывала сильные боли, и только вера и молитва помогали ей терпеть физические страдания. С этого момента и начался ее странный путь к святости. Фина не могла передвигаться, но этих мук ей показалось недостаточно. Она потребовала, чтобы из ее комнаты убрали удобную мягкую постель, а ее положили на голые дубовые доски, своего рода нары, которые хроникеры иногда называют дубовым столом.
         Почему она приняла такое решение, совершенно непонятно. Согласно еще одной легенде, Фина еще до болезни влюбилась в некоего солдата (неплохо для десятилетки), он тоже вроде бы испытывал к ней некие романтические чувства, и в знак симпатии подарил апельсин. Фина, вопреки правилам приличия и запрету родителей, приняла этот подарок. А затем, когда заболела, возможно, решила, что это был грех, за который она и понесла наказание свыше, и теперь она исама должна наказать себя как можно более строго. Возможно, именно поэтому, в качестве наказания за свою детскую влюбленность и нечестивые желания ее сопровождавшие, она выбрала путь жестокой аскезы в той форме, которая была ей на тот момент доступна. Между прочим, апельсин иногда заменяет яблоко в композициях, связанных с Адамом, Евой и плодом с Древа познания (ведь в Библии прямо не написано, что Адам и Ева попробовали именно яблоко), так что он действительно может считаться символом греха.
        Судя по всему, сестры милосердия, Бельдия и Бонаветура, которые были приставлены ухаживать за больной, вообще ее не переворачивали (хотя, возможно, это было требование самой Фины), и ее плоть постепенно вросла в дерево, практически слившись с ним. Ее тело кишело паразитами («черви ели гниющую плоть ее»), а комната кроме того была полна крыс, травить и гонять которых Фина запрещала (может, ей с ними было веселее).
         Через несколько лет к физическим страданиям девочки прибавились и страдания душевные, поскольку сначала умер ее отец, а спустя всего несколько месяцев она вообще осталась сиротой, – ее мать скончалась после несчастного случая (неудачное падение).
         Но в одиночестве Фина никогда не оставалась. Во первых, при ней неотлучно находились сестры милосердия, те самые Бельдия и Бонаветура, возможно не слишком профессионально грамотные, но зато весьма набожные и добросердечные. Во-вторых, жители Сан-Джеминьяно, прослышав о том, что в их городе живет юная страдалица Фина, которая стоически переносит физические мучения, организовали настоящее паломничество в ее дом.
         Фина поражала своих посетителей тем, что ободряла их, вполне здоровых и благополучных взрослых людей, и убеждала принять волю Господа и смириться с ней, как смирилась с ней она сама, приняв мучительную болезнь как Божие благословение. К тому же Фина была уверена, что после смерти она непременно узрит Царство Божие и самого Иисуса (впрочем, в этом никто и не сомневался).
         В марте 1253 года, когда Фине уже исполнилось пятнадцать лет, ей неожиданно стало хуже, и ее медсестры уже приготовились, к тому, что их пациенткавот-вот должна умереть. Но внезапно Фине явился святой Григорий Великий и объявил, что она умрет не сегодня, 4 марта, а через неделю, 12 марта, в день его памяти.
       Все восприняли это видение как истинное чудо, и несчастная девочка ушла из жизни в точно установленный срок, 12 марта. После ее смерти, на деревянном ложе, на котором Фина провела последние пять лет своей короткой жизни, выросли белые (бледно-лиловые или бледно-желтые) лесные фиалки, которые наполнили ее дом невероятным благоуханием, что также сочли божественным знаком и настоящим чудом. Эти цветы и сейчас растут на городских стенах, окружающих Сан-Джиминьяно, и их называют «фиалки святой Фины».   Между прочим, попытки вырастить эти прелестные цветы на стенах других городов так и не увенчались успехом.
После смерти Фины произошло еще немало чудес. Например, когда ее тело переносили в собор, жители Сан-Джиминьяно в один голос сказали «Святая умерла», и в тот же миг все колокола, которые были в городе, начали звонить, хотя никто к ним не притрагивался.
        У сестры милосердия Бельдии, которая все последние дни жизни Фины неотлучно находилась у ее постели, отнялась рука, которой она поддерживала голову умирающей девушки. Но когда во время погребения Фины, Бельдия приложила свою больную руку к телу святой, то паралич тотчас прошел.
        После этого к месту погребения Фины начали стекаться больные и увечные, и согласно сообщениям свидетелей многие действительно исцелились, так, например, прозрел слепой мальчик-хорист из церковного хора. С тех пор в день памяти святой Фины местные жители непременно приходят к ее гробнице, чтобы помянуть ее и помолиться о здоровье и исцелении. С 1481 года день памяти святой Фины является официальным городским праздником.
       По традиции в этот день никто не работает, а того, кто нарушит этот негласный запрет, ждут всяческие неприятности. Согласно еще одной легенде сосед святой Фины, Камбио ди Рустико, однажды проигнорировал эту городскую традицию, и в день памяти Фины отправился в окрестности Сан-Джиминьяно рубить дрова. К ужасу нечестивца топор отскочил от ствола дерева и ударил его по ноге, оставив глубокий порез. Мессир Камбио тотчас раскаялся и попросил у святой Фины прощения (надо же, помнил ее сопливой девчонкой, а тут такая неожиданность, святой стала…) В тот же момент его рана затянулась, а боль прошла. После этого никто в Сан-Джиминьяно уже даже не пытался работать в день памяти святой Фины.
      Святой Фине посвящена часовня собора Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта (или просто Дуомо) Сан-Джиминьяно, где местные художники в цикде фресок во всех деталях представили подробности биографии юной святой. А спустя всего два года после смерти девочки, в 1255 году, власти города Сан-Джиминьяно, открыли госпиталь для помощи всем нуждающимся, особенно детям, неимущим, паломникам, старикам и инвалидам. Госпиталь был построен на пожертвования, собранные паломниками на могиле святой Фины, и, естественно, был назван ее именем. Он просуществовал до конца 20 века, считаясь лучшим лечебным заведением Тосканы, а в его часовне хранилось подлинное дубовое ложе (стол)на котором Фина пролежала свои последние пять лет.
       Мощи святой Фины ежегодно извлекают из ее гробницы, и проносят по городу, дабы благословить Сан-Джиминьяно и оградить его от опасностей. Считается, что это она остановила две эпидемии, опустошавшие город в 1479 и 1631 годах (какие конкретно это были эпидемии, мне выяснить не удалось, но возможно даже и чума).
        Вообще-то формально, Фина не была канонизирована католической церковью, и официально считается не святой, а блаженной, но вопреки всему жители Сан-Джиминьяно почитают именно ее как святую покровительницу города, а вовсе не святого Геминиана, епископа Модены, чье имя реально носит их город.
Святая Фина (будем называть ее именно так) считается покровительницей людей  с ограниченными возможностями и прядильщиц.
        В искусстве ее символами являются букет белых фиалок, крыса и макет города Сан-Джиминьяно, который она держит в руках как его истинная покровительница. Художники часто изображали сцену, когда мать и близкие отгоняют крыс от постели Фины или явление ей святого Григория Великого перед смертью.
 
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments