nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

Иконостас

Как принадлежность храма иконы, прежде всего, являются составляющими элементами иконостаса, и эти фрагменты иконостаса всегда без особого труда можно найти и узнать среди музейного собрания.
Как известно, иконостас это преграда, разделяющая в православном храме алтарную часть и помещение для молящихся. В церковной традиции алтарь символизирует область бытия Божия, где свершаются таинства Божие, а средняя часть храма – Царство Божие, горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают праведники, или же мир людей, но освященный и оправданный Господом. Алтарь и средняя часть храма разделяются, что символизирует отличие Бога от своего творения.
   В византийских храмах существовали лишь алтарные перегородки: это был парапет, на нем стояли колонки, между ними крепилась «завеса», которую задергивали по окончании церковной службы. Позднее, после победы над иконоборцами, иногда (но не всегда) между этими колонками стали размещать иконы. В русской традиции эта весьма условная преграда постепенно превратилась в пятиярусный иконостас, который не имеет аналогов в мире. Ряды иконостаса в некоторой степени повторяют роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся. Этапы формирования иконостаса и принципы сложения системы его ярусов до сих пор вызывают споры у исследователей.
      Известно, что самые ранние Царские врата были расписаны в Новгороде и Твери в 13-14 вв. К началу 14 века в Деисус стали помещать не менее семи икон, причем к этому времени они увеличились в размерах по сравнению с иконами предыдущего времени.
  Иконостас в его законченном виде сложился в царских храмах московского Кремля в конце 14 – 15 веках. Образцовым для всех последующих композиций считается иконостас Благовещенского собора московского Кремля, в оформлении которого участвовал сам Феофан Грек.
  Иконы, составляющие традиционный иконостас русского храма, располагаются всегда в строго установленном порядке. Нижний ряд – местный ряд с Царскими вратами посередине, затем – пядничный ряд, выше – Деисус, праздничный, пророческий и праотеческий чины.
Иконостас можно «прочитывать» как снизу верх, так и сверху вниз. В первом случае ряды иконостаса олицетворяют путь духовного восхождения, поскольку в нижнем ряду повествуется о земной жизни и подвигах святых, выше изображены земной путь Христа, его жертва и грядущий Страшный суд, и, наконец, Небеса, на которых древние пророки и праотцы встречают праведников. В случае, если иконостас рассматривается сверху вниз, то он становится образом духовной истории мира, истории земной Церкви от ветхозаветных пророков к настоящему времени, к ежедневно совершающейся церковной службе.
Также существует символическая связь между центральными иконами всех рядов иконостаса («средниками»): за образом Троицы следует напоминание о явлении Христа в земной мир, а затем о Страшном суде, по окончании которого праведники войдут во врата Царствия Небесного, которые символизирую Царские врата.
       Нижний ряд иконостаса - Местный чин – это иконы особо почитаемые прихожанами конкретного храма, в этом же ряду всегда помещается икона, посвященная святому или празднику, имя которого носит храм. Храмовая икона обязательно располагается в правой части иконостаса. Посередине местного ряда – Царские врата, через которые во время церковной службы священник проходит в алтарь. По сторонам от Царских врат непременно размещаются иконы Спасителя справа и Божией Матери слева.
  На Царских вратах чаще всего изображается одни и те же сюжеты: вверху, в закругленной части врат – Благовещение с архангелом Гавриилом на левой створке и Богоматерью на правой, а внизу во весь рост – Василий Великий и Иоанн Златоуст. В другом, тоже распространенном варианте, внизу изображались четыре святых евангелиста: вверху слева – Иоанн Богослов с учеником Прохором, справа – Матфей, внизу слева – Лука, справа – Марк. Над евангелистами обычно изображались их символы – орел, крылатый человек, телец, лев.
  Над царскими вратами в более древних храмах, построенных до 16 века, изображали сцену Евхаристии, причем образ Христа писался с двух сторон, как будто Он одновременно подавал апостолам хлеб и подносил св.Чашу. Позднее на этом месте стали помещать изображение сцены Тайной вечери, хотя предполагалось, что Евхаристия, представленная именно в этом месте, в самом центре иконостаса, была более уместна. Дело в том, что именно Евхаристия наиболее глубоко и сильно отражает главную идею православного храма: превращение верующих через это таинство в единое соборное тело Христово. Именно образ Евхаристии придает целостность всему иконостасу и выражает законченность идеи Собора, где человеческое начало сочетается с Божественным.
     Следующим в иконостасах некоторых храмах 16-17 веков идет пядничный чин. Этот ряд состоит из небольших икон (средний их размер 32х24 см), которые помещались на специальной полке – тябле над местным чином. Это иконы, которые ранее были домашними или келейными, а в храм попали как вклады, в том числе и посмертные, как приношения паломников и т.п. Среди них встречаются иконы, изображающие Спаса, Богоматерь, важнейшие праздники, повторения чудотворных святынь, вселенских и местночтимых икон. Их объединяет прежде всего размер – в пядь. Поэтому эти иконы и называли пядничными или еще «штилистовыми» (поскольку для позолотных работ на них требовалось шесть листов золота). В составе этого чина не было жесткого единства, чем он и отличается от остальных рядов иконостаса.
    Следующим рядом иконостаса является праздничный чин. Он состоит из двенадцати икон, посвященных воплощению Иисуса Христа, исполнению Им Его искупительной миссии и учреждению Земной церкви. Это иконы главных так называемых двунадесятых праздников церковного календаря, сюжеты Страстной Недели и пасхального цикла, а также иконы «Троица Ветхозаветная», «Троица Новозаветная». Следует заметить, что если храм посвящен одному из этих праздников, то соответствующая икона размещается и в праздничном, и в местном ряду. В некоторых случая праздничный чин может распологаться над деисусом
      Над праздничным чином располагается Деисус – основной ряд иконостаса. Слово Деисус обозначает моление. В центре этого ряда изображается Христос Вседержитель (Спас в силах), восседающий на троне в окружении «небесных сил», справа от Него – Дева Мария, слева – Иоанн Предтеча, оба они с молитвами обращаются к Христу. В Деисус входят также иконы, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, а также создателей литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Позже в Деисус могли включать изображения великомучеников Георгия и Димитрия, Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, Григория Богослова и Николы Чудотворца. Разумеется, в художественном музее иконостас никогда не будет представлен полностью. Но фрагменты его очень легко узнать, прежде всего по размеру, а также по ориентации фигур на иконах, обращённых вправо или  влево.
     Еще выше располагается пророческий чин. Это ряд икон с изображениями ветхозаветных пророков, высказывания которых предрекали пришествие Иисуса Христа. В центре этого ряда помещалась икона Богоматери Воплощение с младенцем в лоне и двумя серафимами по сторонам.
     Праотеческий ряд венчает иконостас. Он представляет ветхозаветную церковь в образах патриархов от Адама до Моисея. В центре праотеческого ряда находится икона Бога Саваофа, сидящего на престоле с младенцем Христом в лоне и со Святым Духом. Иконы этого ряда иногда имеют навершия в виде кокошников, к которым крепятся изображения серафимов и херувимов.
     Иконостас всегда венчается образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем.
     Классический русский иконостас во всей полноте показывает созидание и торжество Церкви, величие Творца, а также показывает, что русский православный храм – это не только дом молитвы, а воплощение идеального мира, Царствия небесного, мира, гармоничного и цельного, собранного воедино благодатью и таинственно преображённого в соборное тело Христово.
 
Tags: икона, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Кенель. Портрет Мишеля Монтеня (?).ок. 1588 Однажды французского писателя и философа Мишеля Монтеня спросили, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments