nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ПУШКИН VS РАФАЭЛЬ:
К ВОПРОСУ О МАДОННАХ

        Выставка Рафаэля, которая не так давно открылась в Пушкинском музее, вполне претендует на то, чтобы превзойти по популярности знаменитые проекты Третьяковки: выставки Серова и Айвазовского.
        Как всегда такое культурное событие подвигло журналистов всех мастей на всевозможные очерки и репортажи, посвященные самой выставке, Рафаэлю, галерее Уффици и т.п.
          И вот на днях один из телеведущих с уверенным видом заявляет, что знаменитая «Мадонна Грандука», также представленная на выставке вдохновила Пушкина на создание его знаменитого сонета «Мадонна». Более того, он утверждает, что именно эту «Мадонну» Рафаэля Пушкин описал в этом стихотворении.
          Видимо, автор репортажа даже не дочитал пушкинское стихотворение до конца, потому что картина, которую описывает поэт, имеет мало общего не только с «Мадонной Грандукой», но и в целом среди Мадонн Рафаэля нет ничего похожего.
Вот полный текст пушкинского сонета:

          «Мадонна» Александр Пушкин
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —


Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


        Итак, Пушкин описывает картину, которую он мечтает созерцать следующим образом:
1.     На полотне представлены только Богоматерь и младенец;
2.     Фон картины – светлый («…с холста, как с облаков…»), возможно сияние божественного света («…во славе и лучах»), также на нем должна быть изображена пальма  («пальма Сиона»);
3.     Богоматерь изображается с «величием в очах», а младенец – «с разумом».

         «Мадонна Грандука»  действительно представляет Богоматерь и младенца в одиночестве, при них нет ни ангелов, ни Иоанна Крестителя, ни кого-либо из святых. Однако фон картины – однородно темный, здесь нет ни сияния, ни облаков, ни даже пальмы.
          Но самое главное даже не это, а внутреннее состояние персонажей. Насчет «разума в очах» младенца Христа можно поспорить, на картинах с подобным сюжетом детям всегда придают недетский взгляд, печальный и умудренный божественно полученным жизненным опытом. Но вот во взгляде Богоматери никакого величия нет, а наоборот, только кротость  и материнская любовь, которая направлена на дитя.
          Впрочем, у Рафаэля, как и у его учителя Перуджино, вообще невозможно найти мадонну с «величием в очах». Подобный образ, скорее свойственен русской иконописи, в частности типу иконы «Одигитрии» (например, Богоматери Смоленской).
Вообще, картина, которую Пушкин не описывает, а, скорее рисует в своем воображении, скорее всего, сформировалась из его общего представления о Мадоннах эпохи Ренессанса, на которые наложился бесподобно прекрасный образ его невесты – Наталии Гончаровой, истинной Мадонны   Александра Пушкина.

   
Перуджино Богоматерь с младенцем       Одигитрия Смоленская     А.Брюллов. Портрет Н.Гончаровой-Пушкиной    


          P.S. «Мадонна Грандука» предположительно была написана Рафаэлем в 1504 году сразу после его переезда из Перуджи во Флоренцию. Первоначально фоном для полотна служило окно, но потом фон стал черным. Неизвестно, закрасил ли его сам Рафаэль, подражая Леонардо да Винчи, либо это сделал кто-то еще позднее.
     Своё нынешнее название «Грандука» картина получила в честь великого герцога Тосканы (Grand Duc) Фердинанда III (по совместительству курфюрста и великого герцога Зальцбурга, а затем Вюрцбурга), который приобрёл её у наследников художника Карло Дольчи. Картина была впервые упомянута в 1799 году, и с того времени она хранится в палаццо Питти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments