nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ

КРАЖА: ПОЧТИ СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ

        В 1971 году на телевизионные экраны нашей страны выходит двухсерийный фильм «Кража», снятый именно для телевидения. Фильм выпустила студия «Молдова-фильм», что было довольно показательно, поскольку именно такие периферийные киностудии могли позволить себе всяческие вольности. В итоге был сделан очень неплохой психологический арт-триллер с участием самых ярких актеров того времени Эдуарда Марцевича более известного по роли лорда Горинга в фильме «Идеальный муж» 1980 года (Алексей Буров, сотрудник музея), Ирины Азер, позднее сыгравшей подругу Геннадия Ляпишева Люську в фильме «Большая перемена» (Наташа), Николая Бурляева (Николай Ребров, сотрудник музея) и блистательного Олега Борисова (следователь Георгий Орефьев).
        Сценарий написали Алексей Нагорный и Гелий Рябов (тот самый, кто первым нашел место захоронения царской семьи под Екатеринбургом), а режиссером выступил Александр Гордон, до того момента снявший несколько патриотических и остросюжетных фильмов, не получивших, впрочем, особой известности. Дополнительную стильность фильму придала песня на стихи Булата Окуджавы.
        Сюжет фильма строится вокруг панагии 14 века «Знамение Пресвятой Богородицы», редчайшего и весьма дорогого произведения ювелирного искусства выполненного как камея на ониксе с бриллиантовой оправой. В принципе, это вполне реалистичный образец церковного декоративно-прикладного искусства и в отечественных музеях можно найти подобные примеры, хотя панагия из фильма и является вымышленным шедевром. Герои фильма выясняют, что сама камея стоит 150 тысяч долларов, и столько же могла стоить бриллиантовая оправа, которая была утрачена.
      История панагии из фильма достаточно драматична. Предполагается, что она принадлежала патриархам Московским и всея Руси Иоасафу, Никону и Филарету, затем хранилась в Патриаршей ризнице, откуда была похищена во время знаменитого ограбления, совершенного уголовниками в начале 1918 года (в фильме утверждается, что ограбление случилось в конце ноября 1917). Вероятно, грабители или последующие владельцы разделили саму панагию и ее оправу, так что герою фильма Алексею Бурову достался только оникс.
      Вообще принадлежность панагии представляет собой довольно любопытный юридический казус, поскольку если она была украдена уже при советской власти, значит является государственным имуществом, и не может легально переходить от одного частного лица к другому. С другой стороны, возможно по таким преступлениям в том, советском, законодательстве существовал какой-то срок давности, по истечении которого произведение искусство уже могло считаться собственностью его фактического владельца. Во всяком случае, сценаристы несколько раз подчеркнули тот факт, что панагия принадлежит Бурову на законных основаниях.
   Итак, главный герой фильма, художник и сотрудник музея Алексей Буров, страстный коллекционер, приобрёл панагию легально (каким образом и у кого в фильме не уточняется), вроде бы не подозревая, что она является настолько ценной вещью музейного уровня. На самом деле это маловероятно. Если человек собирает церковные произведения искусства (а по сценарию у Бурова хранится приличная коллекция икон), и к тому же является профессионалом в области искусства (а он художник, реставратор и вообще сотрудник музея, которого к тому же пригласили в качестве эксперта в Англию), то он должен по крайней мере предполагать ее истинную ценность.
       Еще одной натяжкой является тот факт, что Буров собирает не только иконы и произведения церковного декоративно-прикладного искусства, но также ордена, оружие и мелкую пластику восточного происхождения (его слабость – статуэтки будд). Как правило, коллекционер предпочитает специализироваться на чем-то одном, тем более, что особых денег у Бурова нет, и он умудряется покупать новые экспонаты в свою коллекцию на зарплату музейного работника. Его коллега (и соперник в любви к роковой красотке Наташе) Николай Ребров утверждает, что наиболее ценным в собрании Реброва является его коллекция орденов, а все остальное отнюдь не самого высокого уровня.
      Именно поэтому Бурова заподозрили в краже ценной шпаги из музейного собрания. Кстати, кража произошла вполне в современном духе – смотритель отлучился из зала (по исключительно важному делу), а злоумышленник просто открыл витрину, которая не была подключена к сигнализации (надеялись на смотрителя), и достал то, что ему понравилось – шпагу 18 века с дамасским клинком, сделанным на заказ, и русским эфесом с алмазными гранями (стальные шарики, ограненные под бриллиант).
      Впоследствии шпагу действительно находят на чердаке дома, где живет Буров, а его панагия загадочным образом исчезает. С учетом того, что все эти события происходят перед поездкой Бурова в Англию, следователи начинают подозревать, что он сам инсценировал кражу панагии, чтобы вывести ее контрабандой за границу и там продать. Бурова арестовывают, поездка срывается, но проницательный полковник Орефьев не верит решению, лежащему на поверхности, и начинает раскручивать дело дальше.
       В конечном итоге, сыщик оказывается прав, и ему удается выйти на след настоящей и весьма опасной банды, занимающейся контрабандой ценностей и регулирующей их оборот на черном рынке. С учетом того, что действие происходит на рубеже 1960-х-70-х гг., можно даже поразиться тому, насколько профессионально была организована деятельность криминального сообщества. Бурова они обрабатывали несколько месяцев, с дальним прицелом подложили ему симпатичную девушку Наташу, которая во-первых, тянула с него деньги, а во-вторых держала преступников в курсе всех событий его жизни. С учетом того, что эту роль в фильме исполняла Ирина Азер, которая в то время была настоящим секс-символом отечественного кинематографа, то героя можно понять, когда от своей зануды-жены он стремиться при каждом удобном случае сбежать к роскошной любовнице.
       Жена, между прочим, поступает тоже вполне в духе современных веяний, и когда за мужем приходит милиция, дает ложные показания против него, чтобы неверного уж точно закрыли и максимально надолго.
      Есть в фильме и сотрудница музея, которая невольно (но мне кажется, что не так уж она была наивна, когда показывала фотографию панагии своему мужу-преступнику) дает бандитам наводку на панагию, уже после того, как проведена официальная экспертиза и установлено ее происхождение и стоимость.
      Мне не удалось определить, где именно снимался фильм, некоторые виды, судя по всему соответствуют Москве, но вполне вероятно, что это был не единственный город, где работала съемочная группа. Можно предположить, что герои работают в музее, краеведческом, историческом или историко-архитектурном, основная экспозиция которого размещается в здании храма либо на территории монастыря. Впрочем, возможно дело в том, что Москва рубежа 1960-х-1970-х годов имела гораздо более провинциальный вид, чем тот, к которому мы привыкли сегодня.
      В финале зритель может насладиться погоней с участием двух волг по городским улицам без пробок и практически пустым пригородным дорогам. Можно сказать, что фильм кончается относительно благополучно – невиновность главного героя доказана, панагия осталась в стране, вся банда преступников задержана, а подлая жена Бурова погибла. Панагию как вещь государственного значения, скорее всего передадут в музей (хотя Буров и так обещал это сделать еще в начале фильма).
      В целом фильм не кажется поверхностным и чисто развлекательным, хотя авторы и не обошлись без традиционных штампов в изображении сотрудников правоохранительных органов и особенно криминальной среды, но тем не менее в нем выстроен довольно выразительный и лаконичный зрительный ряд, в котором нет лишних и случайных кадров, действие развивается очень динамично, игра актеров исключительно профессиональна. Очень любопытно представлен мир художников, коллекционеров, музейных сотрудников, то есть тот мир, который был совершенно неизвестен большей части телезрителей того времени. Но меня больше всего поражает, насколько современным кажется сюжет, которому уже почти полвека. Все эти игры с любовницами,  подставами, мстительными женами и всепоглощающим желанием обогащения, кажутся действительно историей из нашей сегодняшней жизни, а вовсе не ретроспективой благословенной эпохи застоя.
      P.S. Мне не удалось выяснить, использовали ли авторы сценария какие-то конкретные уголовные дела для создания сюжета, но исходя из того, что Гелий Рябов был человеком, приближенным к определённым (и довольно высоким) кругам в правоохранительных органах (одно время он даже был был внештатным консультантом министра внутренних дел СССР), можно предположить, что история, положенная в основу сценария, была достаточно реалистична. К тому же в те времена антиквариатом занималась не милиция, а КГБ, и многие их дела по-прежнему остаются засекреченными.
        
Tags: истории, криминал
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments