Часть 2. Блаженный мир Антуана Ватто






Существовали различные версии того, что именно изобразил художник, поскольку сложилось две различных традиции наименования этой работы: "Паломничество на Цитеру" или же "Отплытие с Цитеры". Однако известный искусствовед, знаток творчества Ватто, Юрий Золотов (1923 – 1996) привел убедительные доказательства того, что Ватто помещает действие своей картины на сам остров Цитера: "на опушке леса видна статуя Афродиты, над кавалерами и дамами порхают амуры, провожая своих новых знакомцев; здесь нет того эмоционального крещендо, которое считали подтекстом избранного художником сюжета" (Антуан Ватто/ Вст.ст. Ю.Золотова. М., 1973. С.7).
Но в работе Ватто самым главным становится не сюжет, а эмоциональный строй, своеобразная "внутренняя мелодия" картины, его произведение воплощает "мечту художника о светлом и безмятежном мире, в котором царствуют нежность и отзывчивость, и даже оттенок горечи и возникающая между людьми отчужденность заставляют острее почувствовать неумолимость надежды" (Антуан Ватто/ Вст.ст. Ю.Золотова. М., 1973. С.10).
В своей картине Ватто смешивает мечту и реальность: «одна из героинь имеет черты знаменитой актрисы госпожи Демар, в то время как пейзаж второго плана с легкими почти прозрачными очертаниями гор, поднимающихся над серебристой мглой, скрывающей остров, кажется увиденным во сне» (Немилова И.С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964. С.24).



Этот мир нуждался в совершенно особой среде, и этой средой стал для него остров Цитера. Можно сказать, что все герои галантных сцен Ватто уже нашли свою Цитеру, существуют в ней, а современники художника еще только лишь находятся в поиске или в процессе сотворения этого особого мира.

Продолжение следует...