ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ
АБСТРАКЦИОНИЗМ: КАК ЭТО ВСЕ ПОНИМАТЬ?
Герой детективных романов Рекса Стаута Арчи Гудвин предпочитал оценивать своих потенциальных клиентов по тому, какие картины висели на стенах их пентхаузов и загородных особняков. Если он мог понять, что нарисовано на полотне, то все было в порядке, если же картины оказывались абстрактными, и представляли собой мешанину из линий, геометрических фигур и цветных пятен, то Арчи предпочитал не связываться с такими людьми, и отговаривал от этого своего знаменитого шефа Ниро Вульфа. Большинство зрителей, особенно в нашей стране, до сих пор относятся к абстрактным полотнам так же, как и Арчи Гудвин, не понимая и не принимая их.
Абстракционизм как отдельное направление искусства появился почти сто лет назад, в 1910-х годах. И с тех пор должен был стать достаточно привычным для зрительского восприятия. Но проблема абстрактного искусства заключается в том, что оно осталось непонятным для обычного человека, несмотря на свою вековую историю. Мы предпочитаем, глядя на картину, понять сразу, что на ней изображено. С работами художников реалистов так оно и происходит. Не надо быть искусствоведом, чтобы разобрать, где женский портрет, а где историческая сцена на полотнах Репина или Сурикова.
А вот абстракцию невозможно понять просто так, подойдя к картине без предварительной подготовки. Как правило, уже с начала ХХ века многие художники начинали свою работу не с рисования картины, а с создания теоретической базы, которая помогла бы зрителю понять всю глубину их замысла.

Василий Кандинский "О духовном в искусстве" Композиция VII. 1916
Василий Кандинский, например, обосновал свои теоретические взгляды на неконкретную живопись, психологическую силу чистого цвета и связь между живописью и музыкой в теоретическом труде «О духовном в искусстве» (1910) и параллельно создал первую серию абстрактных картин.

Казимир Малевич "От кубизма к супрематизму" Супрематизм. 1916
Казимир Малевич в первый раз представил 39 своих работ на так называемой Последней футуристической выставке «0,10» в Петрограде в 1915 году, там же распространялась и его первая теоретическая брошюра «От кубизма к супрематизму». Между прочим, именно на этой выставке был впервые показан легендарный «Черный квадрат».
Абстрактное искусство изначально развивалось по двум направлениям: геометрическая и лирическая абстракция. Художники, относящиеся к первому виду, использовали в своих картинах правильные четко очерченные конфигурации. К этому направлению относятся работы Казимира Малевича. Лирические абстракции напротив строятся с использованием свободно текущих форм. Сторонником именно этого направления являлся Василий Кандинский.
Различия двух этих направлений абстракционизма объясняются
тем, что их приверженцы опирались на разные философские теории и решали разные художественные задачи. Кандинский основывался на теософской доктрине и пытался с помощью живописных форм и знаков постичь и выразить некие внутренние закономерности, которые скрываются за обыденными явлениями внешнего мира. Сторонники геометрической абстракции с помощью простых форм и ярких цветов исследовали сам живописный язык, не углубляясь в философию и метафизику.
Позднее, уже в середине ХХ века были созданы новые разновидности абстрактного искусства, такие, как абстрактный экспрессионизм, иероглифический абстракционизм, ташизм. Но основа этих новых абстрактных стилей все равно прежняя, в них также можно найти тяготение или к геометрическому, или к лирическому абстракционизму.
Абстрактная картина, как на это ни рассчитывали создатели и последователи идей абстракционизма, редко вызывает у неподготовленного зрителя всплеск непосредственных эмоций, скорее это чувство недоумения и тщетные попытки понять, что же имел в виду художник. Мы так и не смогли в достаточной степени научиться этому новому художественному языку, который постарались ввести в обиход художники-
абстракционисты. Поэтому те, кто считает себя достаточно продвинутыми знатоками, освоившими этот художественный язык, могут с чувством собственного превосходства посещать выставки абстрактного искусства, и заявлять людям с традиционным взглядом на картины, что абстракционизм – это круто, а кто этого не понимает, сам виноват.
Абстракционизм начнет нравиться только тому зрителю, кто будет хоть немного понимать основные идеи его создателей и попытается воспринять их картины не только разумом, но и чувствами. Зритель сам должен стать соавтором художника в создании абстрактного полотна, поскольку для художника важно не только что делает он сам, но и то, как его картину переживает зритель, о чем он думает, что он чувствует в момент созерцания, как меняется его настроение.


Абстракционизм как отдельное направление искусства появился почти сто лет назад, в 1910-х годах. И с тех пор должен был стать достаточно привычным для зрительского восприятия. Но проблема абстрактного искусства заключается в том, что оно осталось непонятным для обычного человека, несмотря на свою вековую историю. Мы предпочитаем, глядя на картину, понять сразу, что на ней изображено. С работами художников реалистов так оно и происходит. Не надо быть искусствоведом, чтобы разобрать, где женский портрет, а где историческая сцена на полотнах Репина или Сурикова.
А вот абстракцию невозможно понять просто так, подойдя к картине без предварительной подготовки. Как правило, уже с начала ХХ века многие художники начинали свою работу не с рисования картины, а с создания теоретической базы, которая помогла бы зрителю понять всю глубину их замысла.



Василий Кандинский "О духовном в искусстве" Композиция VII. 1916
Василий Кандинский, например, обосновал свои теоретические взгляды на неконкретную живопись, психологическую силу чистого цвета и связь между живописью и музыкой в теоретическом труде «О духовном в искусстве» (1910) и параллельно создал первую серию абстрактных картин.



Казимир Малевич "От кубизма к супрематизму" Супрематизм. 1916
Казимир Малевич в первый раз представил 39 своих работ на так называемой Последней футуристической выставке «0,10» в Петрограде в 1915 году, там же распространялась и его первая теоретическая брошюра «От кубизма к супрематизму». Между прочим, именно на этой выставке был впервые показан легендарный «Черный квадрат».

Различия двух этих направлений абстракционизма объясняются


Абстрактная картина, как на это ни рассчитывали создатели и последователи идей абстракционизма, редко вызывает у неподготовленного зрителя всплеск непосредственных эмоций, скорее это чувство недоумения и тщетные попытки понять, что же имел в виду художник. Мы так и не смогли в достаточной степени научиться этому новому художественному языку, который постарались ввести в обиход художники-

Абстракционизм начнет нравиться только тому зрителю, кто будет хоть немного понимать основные идеи его создателей и попытается воспринять их картины не только разумом, но и чувствами. Зритель сам должен стать соавтором художника в создании абстрактного полотна, поскольку для художника важно не только что делает он сам, но и то, как его картину переживает зритель, о чем он думает, что он чувствует в момент созерцания, как меняется его настроение.