Я с большим интересом и уважением отношусь к тем детективным сериалам, авторы которых включают в свои сюжеты темы, связанные с искусством. В конце концов, я сама серьезно заинтересовалась картинами, художниками, различными художественными и околохудожественными проблемами после того, как в глубоком детстве увидела «Подпаска с огурцом» (дело №14 из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи»). Для меня это увлечение в конечном итоге стало профессией, так что по собственному опыту могу утверждать, что к месту названное имя живописца, занимательный факт из его биографии или показанная в выигрышном виде картина, действительно может оказаться поворотным моментом в чьей-то биографии.
Но только в том случае, если сценаристы проявили достаточный профессионализм, и не стали делать из истории искусства всего лишь занимательный фон для своих оригинальных сюжетных построений. В титрах старых советских фильмов очень часто можно увидеть фамилии людей, которых приглашали в качестве консультантов. Как правило, это были весьма уважаемые в своих отраслях специалисты, которые следили, чтобы авторы фильма не совершали вопиющих ошибок и не городили всевозможных эффектных глупостей (вроде следователей, которые в наших современных сериалах бегают по улицам с оружием и лично задерживают целые банды).
Хороший консультант-искусствовед не помешал бы и сценаристам мини-сериала «Спецотдел» (10 серий), тем более, что все расследования его героев были связаны именно с художественными проблемами. В сущности, сериал оказался совсем не плох. Сценаристы придумали массу весьма занимательных историй, причем некоторые сюжеты по степени закрученности могли бы сделать честь даже лучшим образцам западной продукции.
«Спецотдел» вышел в 2002 году, и был, возможно, первым чисто искусствоведческим сериалом. Я полагаю, что за образец сценаристы взяли итальянский сериал «Охотники за шедеврами» начала 1980-х годов, но в сущности, идея лежала на поверхности, поскольку как раз на рубеже 1990-х и 2000-х преступления в отечественном мире искусства и художественных музеев происходили и вскрывались с пугающей регулярностью.
«Спецотдел» также положил начало еще одной популярной традиции наших криминальных сериалов, когда их авторы плодят абсолютно невероятные силовые структуры (Федеральная экспертная служба, Следственно-аналитическое управление и т.п.), укомплектованные суперкрутыми сотрудниками, отличающимися невероятными моральными принципами. Впрочем, сериальный спецотдел, занимающийся преступлениями в сфере искусства и выявлением каналов контрабанды антиквариата, и скрывающийся под вывеской ООО «Ренессанс», является хорошо законспирированной структурой ФСБ. В принципе, это вполне реально, поскольку именно ФСБ (а ранее КГБ) действительно вело прежде и ведет в настоящее время большинство дел такого плана.
Сериал снял известнейший режиссер Виктор Татарский, в ролях главных героев заняты хорошо узнаваемые и очень приличные актеры (Сергей Барковский – Доре, Александр Большаков – Сергей Филиппов, Виктор Шубин – полковник Петров, Наталья Палин – Марина). Как указывалось в рекламе, это, скорее даже не сериал, а настоящий многосерийный телевизионный фильм. Для любителей криминального жанра есть достаточное количество погонь и драк, в наличии красотки и даже некоторая толика черного юмора. Так что на фоне прочих поделок, «Спецотдел» даже сегодня смотрится вполне достойно. Если бы не изрядная порция дёгтя в том, что касается собственно искусствоведческой проблематики.
Но начну по порядку. В первой серии сыщики расследуют вполне типичную историю попытки контрабандного вывоза за границу картины Альбрехта Дюрера «Музыкант». Картины с таким называнием или с подобным сюжетом в принципе в творчестве Дюрера никогда не было, есть лишь изображения флейтиста и барабанщиа в извстном "Алтаре Иова". Ну ладно, в конце концов, он написал изрядное количество портретов, хотя индивидуальные изображения музыкантов как отдельных творческих личностей появляются, скорее на век позже (например, многочисленные «Лютнисты» Караваджо и его подражателей). И если уж придумывать неизвестного никому Дюрера, то проще всего сочинить очередной его «Автопортрет». Кстати, изображение «Музыканта» зритель так и не увидел.
Для организации аферы злоумышленники придумывают сложную многоходовку, частью которой становится раскрутка никому неизвестного художника Федорчука. Картины Федорчука показаны в фильме в изрядном количестве, и все герои в один голос утверждают, что Федорчук – плохой художник. Это сразу понимает и самый неискушенный зритель. Но дело в том, что Федорчук хоть и плохой (то есть не обладающий талантом), но все-таки профессиональный художник, получивший соответствующее образование. В советское время он писал два основных сюжета: любимая скамейка Ильича и любимая беседка Ильича, и с технической точки зрения ни у кого к нему претензий не было. Это демонстрирует и его картина «Медовая декада», на которой обнаженная модель изображена в довольно сложном ракурсе в стиле русского авангарда.
При этом женские портреты работы Федорчука явно демонстрируют полное отсутствие профессиональной подготовки: композиция алогично сдвигается к одному из краев полотна, портрет выполнен в стиле «наивной» живописи, причем это явно не сознательное снижение, и при этом вполне адекватный колорит. Здесь явно чувствуется небрежность художника-постановщика сериала.
В следующем сюжете преступники крадут из музея-усадьбы две картины малоизвестного художника Диего де Силоэ (если я правильно поняла на слух), для того, чтобы замаскировать подмену гораздо боле ценной картины Томаса Уолси «Свадьба». К сожалению. мне так и не удалось установить, реальные ли это художники, вся мощь интернета оказалась в данном случае бессильной. Имя Диего де Силоэ на самом деле носил испанский скульптор французского происхождения, живший в первой половине 16 века. Но судя по картинкам, Силоэ, которого герои фильма иногда именуют по его прозвищу – «Колумбиец», должен быть испанским или латиноамериканским художником-пейзажистом 19 века. Реальный Томас Уолси – политический и церковный деятель Англии эпохи Генриха VIII, но в фильме – это английский живописец либо 15, либо 19 века (стилизатор под средневековье).
Впрочем, к этой картине «Свадьба» у меня гораздо больше вопросов. На ней в профиль изображена девушка в геннине, мода на которые была более характерна для Франции или Бургундии середины 15 века. К тому же картина явно выполнена на холсте, что почти нереально для 15 века, когда даже для композиций достаточно больших размеров использовались доски. Кстати, в этой серии фигурирует и вполне реальная акварель Тёрнера с изображением Британского парламента.
В сериале также фигурируют вполне реалистичные картины Александра Самохвалова («Портрет М.А.Клещар-Самохваловой в белой шляпке»), Владимира Лебедева «Гитарист» (похоже, ранняя, еще дореволюционная работа, хотя в фильме и указывается, что она написана в 1920-х годах), Ивана Крамского «Пейзаж» (больше похожий на работу Киселева, но в принципе, вполне реальный). Любопытно, что портрет работы Самохвалова – это вполне реальное произведение, а вот картины Крамского и Лебедева – произведения вымышленные, но вероятные. Так как Крамской действительно писал иногда пейзажи, а в творчестве Владимира Лебедева есть изрядное количество различных композиций с гитарой.
В одной из серий герои расследуют грандиозную мошенническую схему по продаже нуворишам поддельных шедевров, организованную так хитро, что привлечь организаторов к уголовной ответственности так и не удается. Чтобы выяснить как работает преступная схема под видом заезжего богача в контору мошенников проникает сотрудник спецслужб (в его роли – Юрий Кузнецов, более известный по сериалу «Улицы разбитых фонарей», где он сыграл роль полковника Петренко («Мухомора»)). Ему предлагают приобрести картину, которую продавцы именуют картиной Ренуара «Танец». Конечно, сценаристы постарались подчеркнуть низкий интеллектуальный уровень новоявленных хозяев жизни, но выдавать картину Франсиско де Сурбарана «Святая Касильда» за импрессионистический портрет, было, по моему, оскорблением, брошенным уже не покупателю, а зрителям. Тем более, что сыщики отличия Веласкеса от Ренуара никак не обсудили. Кстати, вторую картину, которую предложили внедренному покупателю, назвали работой Сезанна, хотя это была некая новодельная композиция, более похожая на абстракцию.
Но в целом, надо признать сериал совсем не плох, хотя и не всегда с познавательной точки зрения. Но все-таки для себя я одно открытие сделала: в одной из серий фигурировали рисунки некоего Антона Антоновича Фитенгофа, чиновника еще дореволюционной службы исполнения наказаний, который почти за полвека до Альфонса Бертильона придумал делать зарисовки портретов преступников в фас и в профиль, а если правый и левый профили отличались и были какие-то особые приметы сзади, то рисунков оказывалось три и даже четыре. Конечно, художественной и эстетической ценности подобные комплекты не имеют, но зато историческое и культурное значение таких зарисовок трудно переоценить. Не поручусь за подлинность и историчность имен в этой истории, но полагаю, что основа сюжета вполне достоверна.