САМОЕ НАЧАЛО ЭПОХИ РОКОКО
Часть 21.
С 1700 по 1750-е в архитектуре отелей происходит становление и развитие стиля рокайль. Сохранившийся достаточно обширный материал (сами сооружения, планы, описания, зарисовки и т.п.) позволяет проследить развитие стиля по стадиям.
Кроме того, архитектурные формы и декор отелей влияет в это время на иные типы светских построек: замки, доходные дома, павильоны, общественные здания и т.д., а также на градостроительные принципы.
Жак Обер. Конюшня в Шантийи Э.Эре де Корни. Площадь Каррьер в Нанси
Самыми яркими примерами такого влияния можно считать конюшню в Шантийи, ратушу в Ренне, комплекс площадей в Нанси.
Период наиболее активного строительства отелей приходится на 1700-1740-е годы, и за это время система их планировки и декоративного оформления проходит определенную эволюцию.
В декоре интерьеров более ранних отелей используется большое количество позолоченных деталей, а также грандиозные живописные панно на героико-мифологические сюжеты. В членении стен подчеркиваются как вертикали, так и диагонали, в отличие от рококо, где подчеркивается только вертикаль.
Жермен Боффран Отель Лебрен Отель Лебрен. Вид плана в разрезе
Одним из примеров ранних отелей является отель Лебрен (ул.Кардинал-Лемуан, 47-49, арх.Ж.Боффран, 1700-1704), построенный племянником знаменитого художника и названный так в его честь. Отель имеет традиционную форму плана: с центральным корпусом, фланкируемым боковыми ризалитами. Центральная часть также выделена небольшим ризалитом с маскароном, изображающим Вакха, над входом, а также балконом на дорических консолях.
Для фасада отеля характерен довольно скромный декор, но в нем присутствуют ордерные элементы. На фронтоне - скульптурная группа Фламона и надпись по-латыни “Карло Ле Брен первый художник короля год от Рождества Христова MVIIC”.
Таким образом, в начале XVIII века окончательно сформировалась и была закреплена в многочисленных постройках классическая форма отеля. С этого времени начинается массовое строительство отелей в Париже, связанное с перемещением центра культурной и политической жизни из Версаля в столицу. В это время строятся отели Кроза (Париж, ул. Ришелье, арх.П.Бюлле, дек.Ж.Брис, 1700-1702), Ротелен (Шароле) (Париж, ул.Гренель, 99-101, арх.Лассюранс, ок.1700-1704), Демар (арх.Лассюранс, 1704).
Несмотря на то, что эти отели следуют традициям предшествующей эпохи, сохраняя в оформлении фасадов и интерьеров черты «барочного классицизма», в них появляются и элементы нового стиля. Например, в оформлении садового фасада отеля Кроза Пьер Бюлле отказывается от использования ордера. Лассюранс в плане отеля Ротелен делает квадратный салон центром композиции здания. Эти новшества впоследствии получат дальнейшее развития в более поздних постройках и будут широко использоваться в рокайльной архитектуре.