nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ПИКАССО: К ВОПРОСУ О ГЕНИАЛЬНОСТИ


  Пабло Пикассо (1881 – 1973) вполне заслуженно считается великим художником ХХ века, и далеко не все его картины странны и непонятны. Просто в своем творчестве он прошел несколько этапов, и его творческие поиски заводили его подчас совершенно в противоположные стороны.
          Очень часто бывает так, что талантливый художник еще в молодости находит свой особый неповторимый стиль и потом следует ему всю свою творческую жизнь, Мастерство его растет, произведения становятся более зрелыми и совершенными, но остаются узнаваемыми с первого взгляда, потому что нечто главное и хорошо узнаваемое остается неизменным. Но с Пикассо произошла совершенно противоположная вещь. Наверное, нельзя найти в истории искусства другого мастера, который бы столько раз менял свой стиль, причем поворачивая каждый раз в совершенно ином направлении.
          Пабло Пикассо был старшим сыном художника и преподавателя живописи Хосе Руиса Бласко. Он начал учиться живописи в художественной школе Ла Лонха в Барселоне, где преподавал его отец. Кстати, псевдоним Пикассо по девичьей фамилии матери он взял себе уже во времена ученичества, чтобы его не путали с отцом. Учили Пабло достаточно традиционно, и, соответственно его ранние работы относятся к типичной реалистической манере.
         Все изменилось, когда в 1900 году Пикассо отправился покорять Париж. Тогда ему едва исполнилось двадцать. До 1907 года художник прошел два стилистических этапа, сначала так называемый «Голубой период», затем – «розовый». В это время он писал меланхоличные картины в холодных и мрачноватых серо-голубых тонах из жизни богемы и маргиналов, полные  драматизма и глубокого скрытого смысла.
          «Розовый период» оказался несколько более оптимистичным. Эти полотна сразу заинтересовали знатоков и ценителей новой живописи, и Пикассо приобрел определенную популярность, ему покровительствовали многие известные личности. Можно было бы предположить, что в дальнейшем художник продолжит развивать однажды найденный индивидуальный стиль, тем более что первые опыты оказались столь успешными. Но произошло совершенно неожиданное.
          В 1907 году Пикассо познакомился с молодым художником Жоржем Браком, который имел сходные с ним взгляды на искусство, и их сотрудничество произвело переворот в европейском искусстве. Союз Брака и Пикассо создал новое художественное направление – кубизм. Как это понятно из названия, в его основе лежало желание разложить окружающий человека мир на простые геометрические формы - куб, квадрат, прямоугольник, треугольник.
          Самой известной картиной Пикассо, написанной в это время, были «Авиньонские девушки» (1907). Название не имеет никакого отношения к городу Авиньону, поскольку художник имел в виду девиц из борделя на Авиньонской улице в Барселоне (где часто бывал по делу или для собственного удовольствия). Искусствоведы, рассматривая эту картину, обычно пишут что-то на тему погружения художника в первозданный хаос, где еще нет разделения на добро и зло, на безобразное и прекрасное. Но вообще, сюжет довольно типичен и для самого Пикассо, и для искусства рубежа 19-20 веков вообще. Кстати, Пикассо по приезде в Париж сильно увлекался произведениями Анри Тулуз-Лотрека, который сам был завсегдатаем парижских борделей и воспел их тружениц на своих полотнах.
          Создав кубизм, освоив его и неожиданно оказавшись классиком художественного направления, Пикассо вдруг снова делает в своем творчестве поворот на 180 градусов и возвращается к реалистической манере письма в рамках развивающегося в те годы неоклассического направления. К этому же времени относится увлечение Пикассо балетом (он даже оформлял некоторые постановки «Русских сезонов», в том числе знаменитую «Треуголку», поставленную на музыку его соотечественника Мануэля де Фалья), а также русской балериной Ольгой Хохловой, которую он неоднократно писал как раз в этой самой неоклассической манере, и на которой, в конце концов, женился.

         
Пабло Пикассо. Эскиз декорации к балету "Треуголка". 1916       Портрет Ольги в кресле. 1917

          Стиль художника менялся еще не раз, знаменуя новые этапы его жизни и новые художественные поиски. Наверное, самая известная его картина – это «Герника», написанная в 1937 году. На первый взгляд это полотно кажется очень странным, тем более что оно было посвящено вполне конкретному событию, и написано фактически по заказу республиканского правительства Испании.
          В начале 1937 года Пикассо получил заказ на большое панно для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже. Между прочим, на этой выставке была и экспозиция Советского Союза, где была выставлена знаменитая скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Надо полагать, что тему для Пикассо заранее не задавали, и он мог выбрать сюжет по своему вкусу. Трудно сказать, чего от него ожидали, но когда 26 апреля 1937 года случилась трагедия в Гернике, он уже не стал искать другие варианты.
Это было первое в истории нападение с воздуха на мирное население. Эскадрилья гитлеровских люфтваффе «Кондор» ночью разгромила город басков Герника-ди-Луна близ Бильбао. Погибла чуть ли не половина жителей города. История Герники потрясла весь мир, и, к сожалению, никто не предполагал, что это только начало кошмара.
        Чтобы поведать об этой трагедии уже не годился язык традиционного искусства, именно поэтому персонажи полотна Пикассо мало похожи на реальных людей и животных. Пикассо не просто хотел рассказать историю и передать впечатление ужаса и шока, он хотел, чтобы зритель почувствовал себя на месте трагедии, ощутил, как это бывает, когда вокруг взрывается такой привычный, спокойный и уютный мир, и жизнь за мгновение обращается в небытие.
«Герника» – очень  большое полотно, его длина – почти 8 метров, но Пикассо закончил его невероятно быстро, менее чем за месяц. 11 мая он начал работу, а в начале июня картина уже была на выставке.
          После «Герники» Пикассо продолжал творческие поиски в самых разных направления, по-своему осмысливая, например, уже ставшие классическими полотна импрессионистов вроде «Завтрака на траве» Эдуарда Мане. Он работал в графике, иллюстрируя классику, создавал коллажи, керамику и скульптуру.

             
Пабло Пикассо.    Кошка, пожирающая птицу. 1939                Завтрак на траве (по Эдуарду Мане). 1961

          Пикассо прожил очень долгую жизнь, ему был отпущен 91 год. Он покинул этот мир в ореоле славы и богатства, обласканный судьбой, признанный самым великим художником в истории человечества. Можно сказать, что он в полной мере воплотил в себе сам образ художника ХХ века, эксцентричного гения, любвеобильного и непостоянного в своих пристрастиях как художественных, так и личных. Специалисты по его творчеству с равным интересом могут изучать его произведения и подробности его личной жизни, его многочисленные романы, подсчитывать его женщин и размышлять на тему, кого же он на самом деле любил. Впрочем, ответ на этот вопрос однозначен – любил он исключительно свое искусство.

       
                                                                          Пабло Пикассо. Керамика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments