nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА

Часть 13. Палестина

         Формальным поводом для поездки Василия Верещагина на Ближний Восток была необходимость собрать материал для первой картины из задуманной им «Трилогии казней»: «Распятие на кресте у римлян». Художник привык работать основательно и ему требовалось полное погружение в материал.
         Но была для этой поездки и вторая причина, более личная. В Палестину Василий сова поехал в обществе своей жены Елизаветы Кондратьевны. Скорее всего, это была чуть ли не последняя попытка наладить отношения супругов, воскресить былые чувства. Ведь несмотря на то, что жена постоянно упрекала Верещагина в невнимании, а он ее – в легкомыслии (если не сказать больше), у них было много общих воспоминаний и переживаний, и вне всякого сомнения, какие-то чувства они еще друг другу испытывали, и это отнюдь не была всепоглощающая ненависть.
         Василий Верещагин и его жена начали путешествие довольно банально, присоединившись к паломникам, которые проторенным путем через Яффу (Холон) двигались в Святую Землю, а затем расходились по самым популярным направлениям – в Иерусалим, Назарет. Вифлеем, к Мертвому морю или в Дамаск.
         Верещагин в общем-то не был особенно религиозен, но и атеистом его вряд ли можно считать, тем более, что он получил стандартное для тогдашней России религиозное воспитание. Скорее, он разделял идеи многих своих современников, которые были склонны более воспринимать человеческую, а не божественную природу Иисуса Христа. Для Верещагина Христос, скорее, реальный человек, исторический персонаж, который отличался исключительными личностными качествами и прожил необыкновенную жизнь. Похоже, что художник видел в Иисусе человек, очень похожего на себя самого.
         Виды Святой Земли, где очень многое не изменилось за последние два тысячелетия, похоже убедили художника, что он прав в своем восприятии Священной истории. Верещагин писал пейзажи в окрестностях Мертвого моря, и попутно пытался найти логичное и естественнонаучное  обоснование гибели Содома и Гоморры:
         «… можно предположить, что горная смола, которой насыщена здесь почва, вдруг воспламенилась и так как оба города, равно как и знаменитая вавилонская башня, были построены из этого горючего материала, то немудрено, что в один момент города были обращены в громадный костер. Наступившее в следствии землетрясения вулканическое извержение могло лишь завершить ужасную катастрофу…»
         Еще больше его заинтересовали древние постройки Иерусалима, где Верещагин с супругой задержались на несколько дней. Особенно его восхитила Стена плача, а также самые разные люди, которые приходили к ней:
         «…сюда стекаются евреи со всего света в горьких сетованиях и криках изливать свои жалобы на судьбы и в буквальном смысле слова омывать священные камни своими слезами…»
         Еще больше Верещагина занимали монахи-отшельники, выходцы из России, которые обитали  в небольших землянках не берегу реки Иордан. Среди них можно было встретить людей с сильным характером и сложной судьбой, исключительно искренних и твердых в своих убеждениях. Верещагин не мог не восхищаться ими, а еще искать в их сложных и противоречивых характерах, нечто сходное с его собственной, не самой простой натурой.
         Верещагин был настолько захвачен новыми впечатлениями, что как обычно, бросив жену развлекаться в одиночестве, бесконечно писал этюды и эскизы к своим будущим работам. Помимо «Распятия» для «Трилогии казней» он задумал сделать и новую, «Палестинскую серию» картин.
         Вернувшись в Париж, он опять закрылся в мастерской и работал как одержимый, пока новый материал еще не успел ему наскучить. Основную часть «Палестинской серии» в итоге составили картины на темы Евангелия («Святое Семейство», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере», «Пророчество», «Воскресение Христа»). В них художник остался верен своим убеждениям и представил земную жизнь Иисуса в цикле абсолютно реалистических полотен.
         Даже в картине «Воскресение Христа» Верещагин показал отнюдь не чудо с божественным светом и вознесением Иисуса на небеса. Его Христос, измученный жестокими пытками, но выживший (а не воскресший), в погребальной одежде выбирается из гробницы, вызывая суеверный ужас у римских стражников.
         Специалисты полагают, что картины на евангелические темы получились у художника гораздо более слабыми нежели его композиции, связанные с войной. Но это не помешало разразиться вокруг них очередной серии скандалов, как только Верещагин начал их выставлять. Надо полагать, что скандалы часто служили художнику дополнительной (и бесплатной) рекламой выставок, но все-таки иногда финал этих публичных разборок мог оказаться и трагичным.
         Когда «Палестинская серия» выставлялась в Вене (октябрь-ноябрь 1885 года), князь-архиепископ Вены кардинал Гангльбауэр фактически организовал травлю Верещагина за две картины, которые он счел особенно кощунственными «Святое Семейство» и «Воскресение Христа». Дело могло кончиться даже уголовным преследованием, поскольку в Австрии (как и в России) святотатство считалось преступлением, которое могло наказываться даже тюремным сроком. Верещагин пытался доказать, что его трактовка событий не противоречит Евангелию, но его даже не стали слушать.
         Художник писал жене из Вены:
         «…Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, все спрашивал мой адрес… Я переложил револьвер из заднего кармана в боковой – будь покойна…»
        Все кончилось тем, что один фанатично настроенный монах облил самые скандальные картины Верещагина кислотой. Позднее художник писал жене, что особо пострадало «Воскресение Христа», и у картины придется переписать всю правую половину, поскольку кислота в нескольких местах прожгла холст насквозь.
         Похоже, что до восстановления полотна у Верещагина руки так и не дошли, после 1885 года оно больше не упоминается ни в его переписке, ни в каталогах его выставок, и в настоящее время «Воскресение Христа» считается бесследно утраченным.
         Венские власти все-таки провели суд над художников, и приговорили его к суточному аресту или к штрафу в 5 гульденов. Верещагин предпочел заплатить.
         После Вены художник перевез выставку в Пешт (восточная часть Будапеште), но там возмущение католиков продолжилось, и ему пришлось снять с экспозиции несколько самых скандальных работ во избежание новых происшествий.
         Впрочем, религиозные скандалы не помешали Верещагину провести «Палестинскую серию» по всей Европе (Берлин. Франкфурт-на-Майне, Прага, Бреславль (Бреслау), Лейпциг, Кёнигсберг, Амстердам, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, Ливерпуль).
         В промежутках между презентациями своей выставки, художник возвращался в Париж и заканчивал «Трилогию казней», дописывая «Казнь заговорщиков через повешение в России» по эскизам, сделанным еще в Петербурге до отъезда в Палестину.
         В это время его жизнь обрела некоторое подобие стабильности. Жажду новых впечатлений и путешествий несколько компенсировали переезды со своей выставкой, с женой он также наладил отношения, во всяком случае они снова стали общаться как близкие люди, у него неплохо шла работа по завершению начатых ранее серий. Но все-таки, он снова начал ощущать, что в его жизни чего-то не хватает…


         Продолжение следует…
 
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment