nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

САЛЬВАДОР ДАЛИ: БЕЗУМНЫЙ ГЕНИЙ ИЛИ КОММЕРСАНТ


        Имя Сальвадора Дали ассоциируется у большинства зрителей с одним из самых загадочных художественных направлений ХХ века – сюрреализмом.
          Дали не стал основателем этого течения, для этого он был слишком молод. Художник родился в 1904 году, а создатели сюрреализма, писатель Андре Бретон и его единомышленники, начали разрабатывать программу и идейные основы нового направления в искусстве еще в 1919 году, когда Дали еще был подростком. Мэтры сюрреализма в основном представляли предыдущее поколение, они были лет на восемь-десять старше Дали.
      Сюрреализм был одним из тех художественных течений, впрочем, типичных для ХХ века, которые начинались с создания теоретической базы. В течение десятилетия (с 1919 по 1929 годы) сюрреалисты издавали свои журналы, сначала «Литературу», затем «Сюрреалистическую революцию», в которых излагали свои взгляды на искусство и разрабатывали программу направления. В 1924 году Бретон выпустил первый «Манифест сюрреализма» (за ним последовали еще несколько подобных манифестов и деклараций), где были представлены все основные принципы художественного течения.
          Сюрреалисты опирались на учение Зигмунта Фрейда и предполагали, что все творчество должно происходить из сферы подсознания, и должно проявлять себя в сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях и т.п. Цель художника вызвать их у себя и постараться зафиксировать. Художники пытались выработать определенные приемы, которые позволили бы им наиболее точно зафиксировать подобные видения.

                 
                          Луис Бунюэль                                   Андалузский пес. Афиша

          Сальвадор Дали примкнул к движению сюрреалистов только в 1929 году. За год до этого он вместе со своим другом Луисом Бунюэлем, в будущем великим кинорежиссером, работал над созданием его первого фильма «Андалузский пес». Премьера фильма, снятого с использованием принципов сюрреализма, состоялась в Париже. Андре Бретон заинтересовался и фильмом, и его создателями. Так Дали вошел в круг сюрреалистов.
          Вообще, Дали бывал в Париже и раньше, еще в 1925 году он познакомился  там с Пикассо, который видел его первую выставку, прошедшую в Барселоне, и довольно высоко оценил дебют. В раннем творчестве Дали много экспериментировал, но опыты сюрреалистов привлекали его более других новых течений.
          Надо сказать, что если многие сюрреалисты действительно верили в свои теории и старались воплощать их в своем творчестве, то Дали гораздо больше интересовала внешняя сторона дела. Картины сюрреалистов получались необычными, эпатажными, привлекали публику, и молодой, но весьма практичный художник почувствовал, что в этом есть нечто, что может принести ему еще и коммерческий успех.

                 
            Федерико Гарсиа Лорка             Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареными бобами
                                                                      (Предчувствие гражданской войны). 1936


          Любопытно, что очень многие «истинные» сюрреалисты примыкали к левым политическим движениям, становились анархистами или даже коммунистами, а Дали всегда оставался реакционером, а к концу жизни стал фанатичным католиком. Мало того, Дали в 1930-х годах примкнул к франкистам (его не остановила даже гибель его близкого друга, поэта Федерико Гарсиа Лорки, расстрелянного франкистами под Гранадой в 1936 году). Он даже прославлял Гитлера, из-за чего чуть не получил отлучение от церкви. Естественно, все истинные сюрреалисты от него отвернулись.

                 
      Елена Дьяконова и Поль Элюар        Дали с рапирой и Гала в фехтовальной маске

          Но в начале 1930-х годов он считался видной фигурой в движении, чему способствовало не только его творчество, но и талантливая самореклама. В области пиара Дали действительно проявлял себя как подлинный гений. В этом его вдохновляла и его жена, знаменитая Гала (урожденная Елена Дьяконова), которая до знакомства с Дали, состоявшегося в 1929 году, была женой поэта Поля Элюара, также одного из основателей сюрреализма.

                 
Сальвадор Дали.   Искушение св.Антония. 1946                           Гиперкубическое распятие. 1951


          Что же касается художественной стороны творчества Дали, то здесь мнения искусствоведов различаются. Некоторые действительно признают его гением (как он сам всегда о себе говорил), другие же отмечают недостатки его полотен. У Дали был не слишком отработанный рисунок, довольно однообразная и примитивная палитра, и сюжеты, в которых, естественно не было никакой спонтанности подлинного сюрреализма. При всей их причудливости, все его фантастические образы выстроены логически и довольно легко прочитываются. Искусство Дали – это сюрреализм для толпы с интеллектуальными амбициями, почти китч.
          Но есть одна область, где Дали действительно проявил себя как подлинный художник – это его собственная жизнь. Если Пикассо был гениальным художником сам по себе, ему не нужно было ничего специально выстраивать, чтобы доказать публике свою гениальность, он просто жил будучи гением, то Дали приложил немало усилий, чтобы прослыть эксцентричным гением. Он возвел публичность в абсолют и сделал подлинным искусством. Любое его появление на публике было выстроено и подготовлено специально.
В конце концов, он добился своего. Имена других сюрреалистов, например Дельво, Магритта, Миро или Эрнста далеко не так известны широкой публике, как имя Сальвадора Дали. В сущности, именно к такой известности он и стремился всю свою жизнь.

           
 Сальвадор Дали и Гала                                                        Замок Пуболь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments