nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА

Часть 16. Америка-3

        После Чикаго выставка Василия Верещагина переехала в Филадельфию, затем в Бостон, далее в Сент-Луис и еще в несколько крупных американских городов. А завершилось все снова в Нью-Йорке в ноябре 1891 года.
        Вероятно, когда любой человек начинает какое-то предприятие, он мысленно прокручивает в уме каким должен быть самый благоприятный и, наоборот, самый неудачный исход запланированного дела. Верещагин таким провальным финалом своего американского тура изначально считал потенциальную необходимость устроить аукцион и продать свои картины в Штатах.
        Надо полагать, что его поездки в Россию, периодически прерывавшие путешествие по Америке, длившееся три года, были последней попыткой договориться о покупке всех его серий оптом русским правительством или Двором, либо найти одного или нескольких крупных русских коллекционеров, благодаря щедрости которых все картины художника могли бы остаться в России.        
        Но увы, даже Павел Третьяков в этот раз на смог (или не захотел) ему помочь. Верещагин постарался помириться с Третьяковым, возобновил с ним переписку, но все было тщетно. Конкретных предложений не последовало.И Верещагин понял, что все бесполезно:
       «..Решение продавать мои картины дома, в России, было бы равносильно для меня решению, взявши в руки шапку, начать собирать на улице пятаки…»
        Так что аукцион в Нью-Йорке был для него единственным вариантом продать картины и благополучно разрешить очередной финансовый кризис (к тому же молодая гражданская жена уже ожидала рождения их первенца). Аукцион состоялся 5 и 6 ноября 1891 года, на нем было выставлено более сотни картин и этюдов художника, а также некоторое количество раритетов из его этнографических коллекций собранных и приобретённых во время его путешествий в Туркестан и Индию.
        В преддверии аукциона на Василия вышел один из перекупщиков по фамилии Саттон, который предложил художнику организовать довольно часто практиковавшуюся в таких случаях аферу. Все было просто, но эффективно: через подставных покупателей цены на аукционе взвинчивались, а затем картины перепродавались за фантастически завышенные суммы.
       Верещагин, разумеется отказался, пригрозив Саттону физическим насилием, а  тот попытался напугать художника испорченной репутацией. Чтобы как-то подстраховаться, художник опубликовал открытое письмо в нескольких крупных американских газетах с разоблачением махинаций Саттона:
        «…Само собой, мой поверенный и я отказались содействовать такому мошенничеству на мой счет… Я убедился, что почти все американские цены на картины известных мастеров преувеличиваются, и публике сообщаются вдвое и втрое увеличенными и что вообще ни одна продажа не совершается без помощью таких махинаций…»
        Позднее, беседуя со своим биографом Ф.И.Булгаковым, Верещагин говорил ему:
        «Вы не можете себе представить, какой это омут – эта продажа картин. В этом деле художник не может обойтись без агентов. Агенты же – это сутенеры искусства. Они вздувают цены, устанавливают фиктивную стоимость картины, чтобы заманить покупателей с тугим кошельком..»
        Возможно, именно бойкот аукциона картин Верещагина арт-дилерами и стал основной причиной того, что он выручил за свои работы существенно меньше, чем рассчитывал. И для него это стало почти катастрофой. Художник надеялся заработать полмиллиона долларов, но все картины и предметы из его этнографических коллекций были проданы всего за 81789 долларов. Все картины продавались гораздо ниже их реальной стоимости.
         «Распятие на кресте у римлян» было продано за  $ 7500(максимальная цена на аукционе). «Подавление индийского восстания англичанами» обошлось покупателю в  $ 4500. Небольшие этюды шли по цене не более сотни долларов. Так что средняя цена лота может быть оценена в $ 600.
         Некоторых участников торгов вполне понятно возмущали размеры картин. Конечно, мало кто имеет квартиру или даже дом, куда поместится полотно размером 5 на 7 метров.А, например, картину Верещагина «Будущий император Индии», также выставленную на аукционе, на тот момент признали одной из самых больших картин в мире. Существовали предположения, что ее может приобрести сама королева Виктория, однако в итоге полотно приобрёл Эдвард Малли из Нью-Хейвена (штат Коннектикут) за приличную сумму в 4125 долларов.

         После приобретения картины Малли установил «Будущего императора Индии» в Ост-Индской комнате своего универмага Malley’s, и ему даже в голову не пришло передать картину какому-нибудь музею. В течение многих лет универмаг Malley’s размещал в местных газетах рекламу, заявляя, что каждый «мужчина Йельского университета должен... устроить себе художественное пиршество и насладиться одной из лучших и наиболее масштабных картин маслом в стране». Надо полагать, что это приобретение остроумного коммерсанта вполне себя оправдало в качестве рекламной приманки и оказалось довольно удачным вложением средств.
         Подобным образом на нью-йоркских торгах продали большинство картин и предметов из коллекции Верещагина. К сожалению, американцы воспринимали их скорее какэлементы декора интерьеров или просто яркие безделушки. Многие полагали, что коллекция Верещагина вообще не имеет художественной ценности и представляет собой лишь собрание экзотических восточных сувениров, подчас странных, занятных или пикантных:
        «К набедренному кольцу танцовщицы горячий интерес проявил один молодой человек, который в итоге приобрел его за 26 долларов. Яростно краснея, он поспешил удалиться, заметив, что большинство присутствующих женщин оборачиваются ему вслед».
         Несмотря на откровенный провал аукциона, вырученные средства все-таки позволили Верещагину расплатиться с актуальными долгами, вернуться с новой семьей в Россию и начать реализовывать очередной проект. Теперь ему хотелось построить для себя, любимой жены Лидии, дочки Лидочки и всех своих будущих детей собственный дом. Ему, возможно, впервые в жизни захотелось стабильности и покоя.

         Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments