nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОГО ИСКУССТВА

Часть 1.

         Термин «серебряный век» применяют в основном по отношению к русской литературе конца 19 – начала 20 века. Русское искусство этого времени называется просто искусством рубежа веков. Но это нисколько не умаляет значения этих двадцати лет для истории русского искусство и русской художественной жизни.
          В эти два с небольшим десятилетия (с 1890 по 1917) насыщенность художественной жизни в России была просто феноменальной. Неудивительно, что историки искусства особо выделяют этот период и относятся к нему как к настоящей эпохе в истории русского искусства. Действительно, должна была пройти целая эпоха, чтобы реалистическое искусство XIX века преобразилось в авангардное, присущее ХХ веку.  Но именно это и произошло в России на рубеже 19-20 веков.
          Одним из главных достижений русского искусства в это время было то, что оно включилось в европейский художественный процесс, стало его частью, и не только русские художники оказались восприимчивы ко всем европейским новациям, но и европейцы стали понемногу открывать для себя художественный мир России.
          Начало 20 века – это время довольно активных международных художественных обменов. Русские художники ездили в Европу с начала 18 века, но пребывали там больше как ученики или восторженные туристы, практически не участвуя в европейской художественной жизни. С другой стороны и Европа не слишком интересуется тем, что происходит в искусстве далекой и дикой Московии. Лишь отчаянные авантюристы, не слишком удачливые в родных странах, едут в далекую варварскую страну в надежде обогатиться. С конца 19 века русские художники уже довольно активно выставляются на Западе, входят в европейские творческие объединения, учатся и работают в мастерских у самых известных европейских художников и даже сами создают творческие союзы, куда входят западные мастера.
          Рубеж 19-20 веков для Европы и Америки – это время расцвета художественного стиля модерн, последнего большого стиля в искусстве, как иногда о нем говорят. И, наконец-то, Россия не отстает от Европы на полвека, а строит модерновые особняки и доходные дома, разрабатывает интерьеры, пишет картины, создает вещи и книги в новом стиле, параллельно с европейскими художниками и архитекторами.
          Главной идеей, которая легла в основу модерна, была уверенность некоторых теоретиков и художников (Уильяма Морриса, Хенри Ван де Велде), что преобразовать окружающий мир можно с помощью красоты, а вернее, искусства. Идея, разумеется, утопическая, но она вполне соответствовала духу времени. Ее авторы даже и не думали о том, что таким образом это самое новое искусство они делают практически недоступным для большинства обычных людей.
         Впрочем, философский контекст о преобразовании мира посредством прекрасного широкую публику и не интересовал. Но зато всем понравились новые изящные формы предметов, текучие контуры зданий, уподобляемых живым организмам, растительные мотивы в декоративном оформлении интерьеров, книг, ювелирных украшений или фарфора. И новая утонченная эстетика все же проникла в массовое сознание, но не в виде штучной красоты, спасающей мир, а с вещами серийного производства, с рекламными плакатами, с картинками на грани с китчем. Все высокие идеи были благополучно забыты, зато осталась мода, а стиль, в общем, выполнил свое предназначение, приобщив к миру прекрасного широкие массы населения. В конце концов, даже в самой глухой российской провинции в самом бедном доме можно было в это время найти какую-нибудь жестянку, расписанную ирисами, фаянсовую чашку, изготовленную на заводах Кузнецова или рекламный плакат с дамой в платье с причудливыми складками.
       К стилю модерн относят также произведения, выполненные в неоклассическом и неорусском стиле, также вошедших в моду на рубеже  19-20 веков.
          В России наиболее рьяными пропагандистами стиля модерн были художники творческого объединения «Мир искусства», к модерну относятся работы архитектора Шехтеля, ювелирные изделия фирмы Фаберже, скульптура Голубкиной и Коненкова.
          Помимо почитателей модерна в России появляются и приверженцы иных художественных направлений, таких как символизм и авангард. Символисты представляли себе искусство как знак неких непознаваемых сущностей, отражение мира видений и грез. Художники-символисты пытались выразить в своем творчестве неуловимые смысловые оттенки и психические состояния. Многие из них оказывались последователями многочисленных мистических и спиритуалистических учений, весьма распространенных в это время не  только на Западе, но и в России.
          Символизм в России был представлен творчеством М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, а также художников, участвовавших в выставке «Голубой розы».

                
                  Виктор Борисов-Мусатов. Водоем                                      Михаил Врубель. Сирень

Продолжение следует…
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments