
Часть 18. Россия: Русский Север-2
Когда Василий Верещагин задумывал свое путешествие на русский Север, то скорее всего он мечтал о красотах местной природы, о памятниках деревянного зодчества, таких непохожих на белокаменные храмы центра России, о людях, вроде бы тоже русских, но со своими обычаями, традициями, песнями и даже одеждой. Все это, конечно было, но было и другое.
Путешествуя по Северной Двине, Верещагин столкнулся с вопиющим невежеством местных жителей, которые толпами приходили на его баржу во время остановок, чтобы посмотреть на барометр, которого никогда прежде не

Еще больше Верещагина поражала катастрофическая бедность и обнищание людей. Дело доходило до того, что во время путешествия иногда художник не мог даже купить овощей к обеду. Капуста, морковь, лук, свекла, брюква, горох были для местных недоступным лакомством, поскольку в тех краях было невозможно достать семян. Только картофель кое-где еще выращивали. Также крестьяне никогда не ели говядины, а если не везло с рыбалкой, то приходилось доедать протухшие остатки от предыдущего улова.


Земская больничка состояла из одной избы, в которой поместились всего четыре койки. А самой распространенной заразой, которой болели целые села, был сифилис. Мужики, отправлявшиеся на отхожие промыслы, возвращаясь домой, передавали болезнь женам, те – детям, и так далее без конца. Также со скоростью молнии распространялся тиф и холера.
Молодой врач периодически впадал в отчаяние, особенно когда ему казалось, что у него недостаточно знаний, для того, чтобы помогать людям наилучшим образом. Он рвался назад в Москву, чтобы доучиться. Верещагин постарался отговорить его:
«…Вы заняли уже [свой пост], сожгли ваши корабли, отступать нельзя – смело идите вперед, учитесь здесь, на практике: на всякий интересный случай в столицах множество охотников, а здесь самая разнообразная практика в ваших руках – пользуйтесь…»
Но художник отправился дальше, так и не узнав, какое же решение в итоге принял его новый знакомый. Позднее Верещагин писал обо всем. Что увидел в деревнях:
«…Когда, поездивши по нашей провинции, ознакомишься с положением медицинского, школьного и др. [дел], делается совестно за то. что столько сил и внимания общества отдается столичным сплетням, картам и иностранной политике. Бедствия деревни от болезней, невежества, пьянства и неизбежного их последствия – бедности, так велики, что требуют полного и

Во время путешествия Верещагин побывал в исключительно глухих местах, где появление человека из столицы в то время, воспринималось также, как, например, появление русского в Гималаях. Но художник с огромным интересом посещал Едому («Забрался в такую едому, насилу и выбрался!» - местная поговорка), Верхнюю и Нижнюю Тойму, Верхнюю Пинегу, Пучугу и так далее. Везде он зарисовывал местные храмы, иногда покупал у населения и священников уцелевшие фрагменты деревянной резьбы от разрушенных культовых сооружений. В Верхнюю Пинегу художник заехал специально, чтобы посмотреть на особо чтимый образ Николая Чудотворца, вырезанный из дерева в полный рост.
Иногда местные жители встречали Верещагина гостеприимно, а иногда и подозрительно, как один преклонных лет священник в Пучуге, который заподозрил в художнике потенциального вора:
«- Что желаете извлечь из церкви?
- Извлекать ничего не желаю, хочу только посмотреть и занести в записную книжку то. что встречу интересного…
- Что же, вы только одну нашу церковь хотите описывать или и в других местах занимаетесь?

- И в других местах…»
Только увидев наброски Верещагина в дорожном альбоме, священник успокоился и позволил зайти в церковь. Позднее художник выполнил несколько картин по зарисовкам из пучугской церкви, настолько его вдохновил ее оригинальный декор интерьера:
«…В виденных мною доселе деревянных церквах я еще не встречал доселе таких оригинальных архитектурных частей, как помянутые колонны – две в самой церкви и две в трапезе; вторые, как поддерживающие низкий потолок, пузаты, приземисты, первые высоки, стройны – и те, и другие расписаны, но краски уже полезли…»

На подступах к Архангельску движение на Двине стало более оживлённым, а верещагинскую барку почему-то все принимали за купеческое судно с товарами. То и дело ему

- С чем баржа? Куды едешь?!
В городе Верещагин ненадолго остановился, вероятно, его жене очень хотелось отдохнуть от спартанского быта баржи, пожить в нормальной гостинице, принять ванну, отобедать в хорошем ресторане, погулять по городским улицам и бульварам, почитать свежие газеты. Но передышка была совсем недолгой, и Василий Васильевич очень скоро приступил к финальному этапу задуманного тура – поездке в Соловецкий монастырь.

Впрочем, впечатления от крепостной архитектуры перевесили все

«…Монастырские стены, выложенные из крупного булыжного камня, очень интересны. Это циклопическое сооружение. Они носят на себе много следов бомбардировки 1852 года, когда два английских парохода после сильной стрельбы ни с чем отошли от монастыря. В дереве и кирпиче остались дыры. Но булыжник даже и не расколот…»
Но далее задерживаться на Соловках Верещагин уже не стал. И с багажом, в котором было более двадцати превосходных живописных этюдов и несколько альбомов графических набросков, поспешил отбыть домой, в Москву. У него была масса новых замыслов, которые требовали немедленного исполнения…
Продолжение следует…