
Часть 20.Снова и опять Россия
Более пяти лет, с 1896 по 1901 годы Василий Верещагин провел в постоянных разъездах по Европе и России. Конечно, это были не те дальние и экзотические путешествия, которые он так любил. Но это было необходимо. Европе он лично открывал каждую выставку, давал интервью журналистам и выступал с лекциями для публики. Ему было необходимо контролировать продажу билетов и посещаемость, печать каталога на разных языках и его продажи. Все это требовало времени и усилий.
Параллельно у него были дела и в России. Весной 1896 года, например, Верещагин

В конце мая того же года он уже в Нижнем Новгороде, участвует в открытии первой Всероссийской художественной и промышленной выставки. Известно, что там он познакомился с Максимом Горьким (вернее, Горький познакомился с ним).

«В Крыму я и жил, понемногу работал, когда стряслась со мною большая, непоправимая беда, приведшая, между прочим сюда в самой середине лета: моя старшая девочка, острая, бойкая, заболела туберкулезом головного мозга [видимо, туберкулезный менингит] и умерла… Не подивитесь, когда меня увидите, что я опустился и поседел, как за несколько лет…» (между прочим, о смерти своей дочери от первого брака Клавдии, он вообще никогда не упоминал).
Через год, в июне 1897 Верещагин выезжал на Кавказ. Он некоторое время пребывал у подножия Казбека, жил

В конце ноября 1898 года выставка серии об Отечественной войне была показана в Москве, в стенах Строгановского училища. Художник добавил к ней два последних кавказских пейзажа с видами на Эльбрус и Казбек.
В январе 1899 года Верещагин снова представил ту же выставку с картинами в Петербурге, Постоянно переезжая из одного европейского города в другой, художник умудрился еще раз съездить на Кавказ, а также побывать еще и в Крыму. Почти два года выставку перевозили из одного российского города в другой, так что с работами Верещагина познакомились в Риге,

О выставке в Вильно ее распорядитель, друг Верещагина, военный юрист и писатель А.В.Жиркевич писал:
«…выставка охотно посещалась лицами всех классов населения, всех вероисповеданий… На ней часто встречал я представителей аристократии (русской и польской), лиц духовного звания (православных и католиков), ремесленников, низших чинов, даже бедных евреев…
…Но честь и слава той стране,… которая в век всеобщего увлечения милитаризмом, всеобщего безверия, отсутствия возвышенных идеалов дала миру художника, подобного Верещагину, - честного верующего горячего проповедника правды и любви, стране, которая считая художника за лучшего из своих сынов, с гордостью произносит его имя.»
Верещагин очень хотел, чтобы несколько его картин из серии о 1812 годе, которых он считал самыми удачными, были приобретены для Русского музея (тогда – Музей русского искусства). Однако куратор музея, он же вице-президент Академии художеств граф И.И.Толстой заявил, что им будет достаточно и одной маленькой работы. Судя по всему, в официальных художественных

«Музей попробует обойтись без меня. Как и я, наверное, попытаюсь обойтись без него!»
Однако, времена все-таки изменились. Николай II посетил верещагинскую выставку в Петербурге, после чего согласился купить все двадцать картин серии, которые художник уже закончил. Верещагину предложили за все 100000 рублей, он счел сумму смехотворной, но поскольку новых предложений не предполагалось, и к тому же так все-таки существовала гарантия, что все работы останутся в России, художник согласился. Устраивать очередной аукцион, который принес бы ему существенно бóльшую сумму, Верещагин не захотел.

Ободренный относительно теплым приемом императора, Верещагин надеялся, получить официальный правительственный заказ на последующие картины серии об Отечественной войне. Художник и сам понимал, что цикл не закончен, и многие упреки критиков в односторонней трактовке исторических событий вполне обоснованы. Но работать наудачу, не имея гарантий продажи картин, Верещагин больше не хотел. Переписка с военным министром А.Н.Куропаткиным и министром Двора В.Б.Фредриксоном длилась четыре года до самой смерти художника, но не принесла никаких результатов.
Николай II помимо серии об Отечественной войне с гораздо большим

Несмотря на неоднозначное отношение к творчеству Верещагина в художественных кругах, у широкой публики картины художника пользовались такой бешеной популярностью, что на рынке произведений искусства начали появляться подделки «под Верещагина», а также различные древности и диковинки якобы происходящие из его коллекций. Василий был так возмущен, что даже написал об этом статью в газету.

Так что после недолгих размышлений он приобрел два участка вблизи Сухуми в направлении Ново-Афонского монастыря. Один прежде принадлежал местному армянскому священнику, второй был собственностью абхазского князя Александра Шервашидзе-Чачба. В получившимся небольшом поместье помимо летнего дома и мастерской были фруктовые деревья и роща,

Дом в сухумском имении годился только для летнего пребывания (там было всего три комнаты, весьма скудно обставленных, кухня и крытая терраса), но с момента его приобретения семья художника каждое лето проводила именно там. А сам Верещагин, разумеется, не мог усидеть на одном месте. На следующий год после приобретения своей южной дачи, он в очередной раз отправился в Севастополь, а затем отплыл на рейсовом пароходе в Новороссийск.


В 1900 году верещагинская выставка добралась до одной из самых отдаленных европейских столиц, норвежской Христиании. В этом году предполагалось первой в истории присуждение Нобелевской премии мира («За выдающиеся усилия в дел борьбы за братство народов, упразднение или сокращение постоянных армий, а также за создание и упрочение конгрессов мира»). Когда Верещагин приехал на открытие выставки, местная пресса откровенно называла его в числе претендентов на эту премию. Европейская общественность действительно выдвинула художника на соискание премии за


Однако Нобелевскую премию ему не дали. В том году ее получили создатель "Международного комитета Красного Креста" швейцарец Анри Дюнан и французский экономист Фредерик Пасси, «Международной Лиги мира».
Впрочем. Василий Верещагина и без Нобелевки ждали новые путешествия и приключения…
Продолжение следует...