БЛЕСТЯЩАЯ ЭПОХА РЕГЕНТСТВА
Часть 22.

Робер де Котт (1655-1735) был учеником Жюля Ардуэн-Мансара и с 1708 года его преемником на посту Первого Архитектора короля.

К перестройке отеля де Тулуз (отель был построен для Луи I Фелипо, маркиза де Ла Врильера; в 1713 году приобретен Луи-Александром де Бурбон, графом Тулузским, сыном Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, адмиралом Франции; в настоящее время - Национальный Банк Франции), исполненного еще в 1635 г. Франсуа Мансаром, Робер де Котт приступает в 1713 году. Эта работа не только наиболее значима для творчества архитектора, но также представляет собой один из самых ярких примеров оформления интерьера стиля Регентства.


Отель де Тулуз. Вид с улицы Лаврильер Отель де Тулуз. Золотая галерея. Эскиз
Де Котт частично изменяет планировку центрального корпуса здания. Он перестраивает вестибюль в парадную комнату и заменяет в ней входную дверь на нишу; делает вход в юго-восточном углу двора, заново оформляет вестибюль и ставит там парадную лестницу, а также полностью обновляет декор в комнатах. В системе парадных залов, составляющих анфиладу, имеется большой салон, к которому пристроена галерея, выходящая окнами в сад. Это

В галерее была сохранена только роспись плафона XVII века работы Ф.Перрье. Панно с зеркалами, в которых отражался сад, заменили ниши. В простенках разместились росписи на аллегорические темы, связанные с деятельностью владельца отеля – адмирала Франции.
Входная дверь и камин, которые находились напротив друг друга, были фланкированы статуями работы Вассе (Диана с головой кабана, негры). Картины и зеркала обрамлялись

В интерьер галереи был включен камин нового типа, также исполненный Вассе по проекту самого де Котта. Создавая новую моду, архитектор уменьшает камин в размерах и превращает его в подставку под большое

Робер де Котт еще в 1710-е годы закладывает основы рокайльного декора интерьеров. Современники считали его "новатором плана и оформления интерьеров, изобретателем низких каминов, украшенных зеркалами". Именно у него "находят истинную связь двух стилей [Людовика XIV и Регентства]".
Другим ярким примером проявления нового стиля в старой архитектурной среде можно считать перестройку Пале-Рояля, осуществленную Жилем-Мари Оппенором (1672-1742) для регента Франции.
Оппенор получил образование в Италии и с 1712 г. стал архитектором и сюринтендантом строений герцога Орлеанского. Перестройка Пале-Рояля была его первой работой в Париже, и

Реконструкция Пале-Рояля была очень важна, поскольку полностью изменила облик и стиль дворца регента, фактического правителя Франции, а, следовательно, все это декларировало смену общего курса, общей ориентации, отход от стиля жизни Людовика XIV. Эта работа Оппенора не сохранилась, так как часть дворца была перестроена в 1752-70-х гг. Пьером Контаном д`Иври; а Большой Салон и Большие апартаменты разрушены в 1748 при постройке театра "Комеди Франсез".

Декор интерьера салона, представленный на эскизах, нельзя назвать полностью рокайльным, поскольку салон был украшен массивными каннелированными пилястрами ионического ордера. Но небольшой камин, служащий подставкой под зеркало, овальные панно-барельефы в простенках между пилястрами являются, тем не менее, вполне типичными для рококо.

Оппенор больше работал как декоратор, и до нас дошли, в основном, исполненные им детали оформления различных интерьеров, а также его рисунки с проектами декора. Однако современники считали, что никакой другой художник не сыграл большей роли в развитии стиля рокайль. Уже в начале его деятельности Жермен Брис, автор

По примеру регента в эту эпоху многие богатые аристократические семьи обзаводились собственным архитектором. Например, для герцогов Роанов постоянно работал Пьер-Алексис Делямер (1675-1745, а для принцев Бурбон-Конде – Жан Обер Младший (?-1741).
Продолжение следует…