nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ:
БЛЕСТЯЩАЯ ЭПОХА РЕГЕНТСТВА

Часть 22.


         В 1710-е годы возникает мода на отели с новым декоративным оформлением, в связи с чем, не только в изобилии строятся новые, но и реконструируются старые отели и дворцы. К наиболее ярким примерам таких  перестроек можно отнести отели Роан-Субиз (арх.А.Делямер, 1708-1715), де Тулуз (арх.Р.де Котт, 1713), Пале-Рояль (арх.Ж.-С.Карто, Ж.-М.Оппенор, с 1715).
          Робер де Котт (1655-1735) был учеником Жюля Ардуэн-Мансара и с 1708 года его преемником на посту Первого Архитектора короля.
       К перестройке отеля де Тулуз (отель был построен для Луи I Фелипо, маркиза де Ла Врильера; в 1713 году приобретен Луи-Александром де Бурбон, графом Тулузским, сыном Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, адмиралом Франции; в настоящее время - Национальный Банк Франции), исполненного еще в 1635 г. Франсуа Мансаром, Робер де Котт приступает в 1713 году. Эта работа не только наиболее значима для творчества архитектора, но также представляет собой один из самых ярких примеров оформления интерьера стиля Регентства.

     
             Отель де Тулуз. Вид с улицы Лаврильер                        Отель де Тулуз. Золотая галерея. Эскиз

       Де Котт частично изменяет планировку центрального корпуса здания. Он перестраивает вестибюль в парадную комнату и заменяет в ней входную дверь на нишу; делает вход в юго-восточном углу двора, заново оформляет вестибюль и ставит там парадную лестницу, а также полностью обновляет декор в комнатах. В системе парадных залов, составляющих анфиладу, имеется большой салон, к которому пристроена галерея, выходящая окнами в сад. Это знаменитая "Золотая галерея", единственное помещение, сохранившее декор де Котта до настоящего времени. Исходя из его анализа, можно выявить основные принципы и новшества, которые архитектор использовал в оформлении комнат, в том числе и парадного салона.
       В галерее была сохранена только роспись плафона XVII века работы Ф.Перрье. Панно с зеркалами, в которых отражался сад, заменили ниши. В простенках разместились росписи на аллегорические темы, связанные с деятельностью владельца отеля – адмирала Франции.
       Входная дверь и камин, которые находились напротив друг друга, были фланкированы статуями работы Вассе (Диана с головой кабана, негры). Картины и зеркала обрамлялись золочеными резными барельефами на мифологическую тематику, связанную с морем (Арион на Дельфине, Амфитрита на берегу, Нептун на колеснице и т.п.). Авторами этого орнамента были резчики по дереву Вассе, Никола Кусту, Шарпантье.
          В интерьер галереи был включен камин нового типа, также исполненный Вассе по проекту самого де Котта. Создавая новую моду, архитектор уменьшает камин в размерах и превращает его в подставку под большое еркало.
          Робер де Котт еще в 1710-е годы закладывает основы рокайльного декора интерьеров. Современники считали его "новатором плана и оформления интерьеров, изобретателем низких каминов, украшенных зеркалами". Именно у него "находят истинную связь двух стилей [Людовика XIV и Регентства]".
          Другим ярким примером проявления нового стиля в старой архитектурной среде можно считать перестройку Пале-Рояля, осуществленную Жилем-Мари Оппенором (1672-1742) для регента Франции.
Оппенор получил образование в Италии и с 1712 г. стал архитектором и сюринтендантом строений герцога Орлеанского. Перестройка Пале-Рояля была его первой работой в Париже, и в ней Оппенор проявил себя, прежде всего как декоратор.
       Реконструкция Пале-Рояля была очень важна, поскольку полностью изменила облик и стиль дворца регента, фактического правителя Франции, а, следовательно, все это декларировало смену общего курса, общей ориентации, отход от стиля жизни Людовика XIV. Эта работа Оппенора не сохранилась, так как часть дворца была перестроена в 1752-70-х гг. Пьером Контаном д`Иври; а Большой Салон и Большие апартаменты разрушены в 1748 при постройке театра "Комеди Франсез".
      Существует семь рисунков с изображением деталей декора (по утверждению Фиске Кимбалла эти рисунки хранятся в коллекции Деклу в Нью-Йорке) и план Пале-Рояля 1750 года. К сожалению, эти источники не дают ясного представления о том, как выглядела часть Пале-Рояля, перестроенная Оппенором, в частности Большой салон (или Салон Оппенора), завершавший анфиладу парадных комнат. Судя по чертежу второго этажа Пале-Рояля (1750), этот салон имел в плане форму вытянутого восьмиугольника.
       Декор интерьера салона, представленный на эскизах, нельзя назвать полностью рокайльным, поскольку салон был украшен массивными каннелированными пилястрами ионического ордера. Но небольшой камин, служащий подставкой под зеркало, овальные панно-барельефы в простенках между пилястрами являются, тем не менее, вполне типичными для рококо.
       Оппенор больше работал как декоратор, и до нас дошли, в основном, исполненные им детали оформления различных интерьеров, а также его рисунки с проектами декора. Однако современники считали, что никакой другой художник не сыграл большей роли в развитии стиля рокайль. Уже в начале его деятельности Жермен Брис, автор описания Парижа, изданного в 1713 г., писал о нем: "Прекрасные проекты и архитектурные решения, которые ежедневно выходят из его рук, заставляют знатоков уважать его как очень искусного архитектора, знатока со всех произведений, исполненных во всех жанрах искусства, которые только могут существовать, и обладающего проектами высокой степени завершенности".
       По примеру регента в эту эпоху многие богатые аристократические семьи обзаводились собственным архитектором. Например, для герцогов Роанов постоянно работал Пьер-Алексис Делямер (1675-1745, а для принцев Бурбон-Конде – Жан Обер Младший  (?-1741).

Продолжение следует…
 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments