nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОГО ИСКУССТВА

Часть 2.


         Русское авангардное искусство объединяло художников, которые вели поиск новых форм и способов выражения в искусстве. В западном искусстве новые течения и направления живописи в начале 20 века очень быстро сменяли друг друга. На первый план постоянно выходили новые группировки художников: фовисты, кубисты, экспрессионисты, футуристы, абстракционисты и, наконец, дадаисты и сюрреалисты. Русские авангардисты отдали дань большинству из этих направлений, но старались вносить в эти новации традиции русского классического и русского народного искусства.
          Знакомству Запада с русским искусством весьма способствовали «Русские сезоны», организованные в Париже Сергеем Дягилевым. Это были представления новаторских балетных спектаклей, поставленных М.Фокиным, где танцевали такие звезды как Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а оформление, костюмы и декорации делали ведущие русские художники, участники объединения «Мир искусства».
         Вообще, этому времени была свойственна исключительно бурная художественная жизнь. Знаковые выставки регулярно сменяли одна другую, широкая публика открывала для себя то русский усадебный портрет, то иконопись как художественное явление. Миру были явлены рафинированная эстетика «Мира искусства», символизм Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы», буйство красок и грубоватые формы «Бубнового валета», преемственность передвижнических традиций «Союза русских художников».
          В это время возникают многочисленные творческие объединения в которых художники, имеющие сходные творческие принципы и идеалы, могут вести совместную художественную, выставочную и издательскую деятельность. До этого в России существовало только «Товарищество передвижных художественных выставок». А в конце 19 – начале 20 века появляются «Союз русских художников» (в 1903 году), «Мир искусства» (в 1898 году), «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (в 1912), «Ослиный хвост» (1912) и т.д. Все эти творческие организации издают собственную периодику или, по меньшей мере, брошюры с декларациями своих художественных принципов, проводят выставки, устраивают публичные дискуссии с привлечением широкой публики. Тем самым художественная жизнь в стране перестает быть доступна и интересна только избранным.
         Это время – «золотой век» русских коллекционеров. Люди не только с хорошим вкусом и чутьем, но и с деньгами, такие как С.Щукин и С.Морозов, привозят в нашу страну произведения Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса, художников, еще не всегда признанных у себя на родине, но уже оцененных у нас.
          Эпоха рубежа веков заложила основы для дальнейшего и очень интересного развития русского искусства, которое включило  в себя не только революционные идеи художественного плана, но и идеи революции 1917 года.
          А революция, готовая смести весь этот хрупкий эстетский мир, была уже не за горами. Многие художники откликались на события современной жизни. Кто-то рисовал для сатирических журналов, которых существовало очень много в эти годы, некоторые протестовали против действий властей публично, отказываясь принимать награды, или преподавать в Академии. Но ощущение грядущей катастрофы было у всех. Революцию кто-то из них принял, кто-то нет, кто-то предпочел не заметить, а кто-то постарался эмигрировать, но прежние времена уже никогда больше не вернулись. И развитие русского искусства пошло впоследствии по новому руслу, ориентируясь на руководящую линию партии.


                                          Борис Кустодиев. Большевик
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Квентин Массейс. Св. Мария Магдалина. Ок.1525 Карел ван Мандер о том, как Квентин Массейс стал художником: Когда Квентину было…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 1. История подчас бывает безжалостна в своих заблуждениях. В итоге Ричард…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды компания литераторов пришла в гости к писателю Евгению Петрову, который как раз вернулся финской войны и жил в знаменитой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments