nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ЮСУПОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

Часть 1. История

         О фарфоре и фаянсе завода князя Юсупова известно не так много, как о прочих частных фарфоровых производствах России 18-19 вв. Возможно, потому, что это был не совсем обычный завод, вернее это было производство, не направленное на то, чтобы приносить прибыль, вроде частного театра, тоже модного в те времена. Кстати, свой театр у Юсуповых тоже был, и тоже не совсем обычный.
         Но сначала несколько слов об организаторе проекта. Князь Николай Борисович Юсупов родился в 1751 году. Как было принято в то время в соответствующей среде, в младенчестве он был записан в гвардию, так что к 16 годам благополучно дослужился до офицерского звания, был принят в полк, через пару лет вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие для завершения образования.
         Разумеется, он поехал во Францию. Молодой человек вращался в кругу философов-просветителей, а также общался с художниками и литераторами. Именно тогда он начал собирать картины, гравюры и книги (этот факт имеет определённое значение для нашей истории).
         Через несколько лет после возвращения в Николай Юсупов был назначен директором Императорского фарфорового завода. Такая должность могла быть обычной синекурой, однако, Николай Борисович по-настоящему увлекся проблемами фарфорового производства. Считается, что он очень многое сделал для становления соответствующей промышленной отрасти в России.
         В 1802 году Юсупов вышел в отставку и начал подыскивать подходящее имение в Подмосковье, чтобы разместить там свои коллекции и в приятной обстановке провести оставшиеся годы жизни (чуть больше 50-ти лет ему было!) Поиск длился довольно долго, только в 1809 году он, наконец,подобрал подходящий вариант, и купил у князей Голицыных подмосковное имение Архангельское. Сумма сделки точно не известна (примерно 250000 рублей золотом, колоссальная сумма для того времени), но после покупки дома его новому владельцу пришлось вложить в его перестройку примерно столько же. Юсупов реконструировал и достроил здание дворца, оформил партер перед ним, построил павильоны, оранжереи и театр.
         В усадьбе были организованы хрустальная и шелко-ткацкая фабрика, но это были коммерческие производства, приносившие владельцу неплохой дополнительный доход. А вот фарфоровый завод – это уже было для души.
         Точная дата основания завода неизвестна, но вероятнее всего он уже существовал в 1814 году. Об этом свидетельствует дата «1815 окт 21», которую обнаружили на днище тарелки с изображением восточного воина.
         Исследователи выделяют два периода существования завода:
         - с 1814 по 1821, когда производство только набирало силу, а художники проходили обучение;
         - с 1822 по 1831, когда заводом управлял француз Ламбер, и было построено специальное здание в Горятинской роще.
         Разумеется, на заводе работали крепостные. К «живописному заведению» были приписаны ведущие крепостные художники. Имена которых сохранились в документах: Федор Сотников, Федор Ткаченков, Егор Шебанин и Иван Колесников. Колесников даже одно время возглавлял фарфоровый завод. Он же ведал закупкой «белья» золота и красок, наблюдал за устройством печей для обжига фарфора, собственно за расписыванием посуды и занимался обучением учеников. «Белье» закупалось на лучших российских и зарубежных фарфоровых заводах – Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), заводах Попова, Гарднера, Батенина и Долгорукого, а также на мануфактурах Мейсена, Вены и Севра.
         Самое главное отличие Юсуповского фарфорового завода от всех остальных производств заключалось в том, что собственно фарфор на нем не делали, на нем только расписывали закупленное «белье» и обжигали его. Так что «живописное заведение» представляло собой фарфоровую мастерскую и художественную школу, где обучали крестьянских мальчиков и девочек 10-12 лет, а также и взрослых крестьян, имевших склонность к рисованию.
         Ученики сначала осваивали рисование карандашом, затем маслом и акварелью, и только потом учились расписывать фарфор, копируя образцы. Курс прошли около 70 человек.
         На фабрике работали и приглашенные консультанты из вольных живописцев – один из лучших мастеров Севра Жак Франсуа Свебах, а также Никола де Куртейль, Г.Рунти и С.Богомолов. Последние, возможно, не отличались блестящим талантом, но зато были превосходными профессионалами, знающими массу тонкостей и секретов фарфорового ремесла, например, как сэкономить на золоте при росписи изделий (впрочем, не думаю, что для Юсупова это было уж так принципиально важно).
         В 1821 году Иван Колесников тяжело заболел, и стало ясно, что очень скоро он уже не сможет руководить мастерской. Юсупов начал подыскивать ему замену, и как оказалось очень вовремя, поскольку через год Колесников умер. Юсупов пригласил на свой завод одного из лучших художников Севрской фарфоровой мануфактуры, Огюста Филиппа Ламбера. Именно с его приездом, начался второй период существования Юсуповской фарфоровой мануфактуры, и это был период ее расцвета.
         При Ламбере не только расширился ассортимент изделий и было увеличено количество учеников, но также и наччались весьма успешные опыты по производству собственного фарфора и даже фаянса.
         Новое здание для завода было построено к 1827 году, также под контролем Ламбера приобрели необходимое оборудование. Далее начались своего рода бизнес-игры.
         Ламбер взял предприятие в аренду, с условием выплаты его стоимости с рассрочкой на шесть лет (6294 р. + %). При этом крепостным художникам и ученикам было разрешено при желании перейти работать на завод Ламбера. Из 37 человек, состоявших на тот момент при Юсуповском заведении, к Ламберу перешли 16. Из оставшихся ему было разрешено при необходимости брать себе тех, кто мог ему понадобиться. Бизнес у Ламбера не пошел, и долг выплачивать он не смог (даже первый платеж не потянул), так что в 1828 году Юсупов снова принял на содержание нескольких лучших живописцев Ламбера.
         Художник же, чтобы как-то улучшить положение своей фирмы, заключил контракт с московскими купцами Ромарино и Салциманом, поручив им административно-хозяйственные дела и реализацию изделий, а сам взял на себя только художественное руководство. Предполагаемая прибыль делилась пополам. С фарфором у Ламбера дело так и не пошло, и он полностью переключился на изготовление фаянсовой посуды и статуэток.
         При этом «живописное заведение» князя Юсупова продолжало закупать «белье» на других заводах и заниматься лишь его росписью.
         В 1831 году умер князь Николай Юсупов. Его сын Борис Николаевич, унаследовавший имение, потребовал приостановить в Архангельском все предприятия, казавшиеся ему нерентабельными, в том числе хрустальный завод и шелко-ткацкую фабрику, а «живописное заведение» сразу ликвидировал.
         Фаянсовый завод был передан Ламберу в аренду сроком еще на семь лет. Через четыре года в марте 1835 года он неожиданно умер, изаво на оставшееся время перешел к его жене. Впрочем, фактически, се эти четыре года бизнес полностью вел купец 2-й гильдии Ромарино.
         На момент закрытия «живописной мастерской», на ней работало 22 крепостных. Из них 12 получили вольную  (5 человек – с возможностью работать на других фарфоровых заводах), 7 человек отправили в Москву учиться музыке, еще 3 человека остались в Архангельском в качестве дворовых.
         С 1835 года на заводе Ламбера работали только вольнонаемные, а в 1839 году производство было закрыто. 15 августа 1839 года Ромарино объявил об этом официально.

         Продолжение следует…
Tags: декоративно-прикладное искусство, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments