
Часть 2. Основные произведения
Итак, очевидно, что своеобразие изделий фарворового завода князя Юсупова определялось исключительно их росписью. Даже печи для обжига были приспособлены исключительно для того, чтобы закреплять надглазурную роспись.
Соответственно моде эпохи вся посуда Юсуповского завода была выполнена в стиле ампир, что характеризуется использованием обильной позолоты (матовой или полированной) в сочетании с цировкой (гравировкой по золоту).
В формах посуды прослеживается явное подражание античным сосудам; их приставные детали выполнялись в форме завитков, высоко выступающих над туловом, головок лебедей, грифонов, змей и т.д. Широкое распространение

Усилия мастеров направлялись на создание образов «чистого искусства» (великая и по большей части недостижимая мечта любого нормального художника), что ассоциировалось со станковой живописью и/или сугубо декоративными (то есть неприменимыми в практическом смысле) формами.
Круг тем, которые использовали юсуповские художники в росписях был довольно жестко ограничен:
· Картины западноевропейских художников в основном из коллекции князя Юсуповва;
· Станковые гравюры с изображением архитектурных достопримечательностей, в частности самой усадьбы Архангельское;
· Портреты князя Юсупова, его родственников и близких друзей из придворного круга;
· Иллюстрации к литературным произведениям (в основном французских авторов);
· Таблицы ботанических атласов из библиотеки Архангельского.

Но в целом, все юсуповские фарфоровые изделия отличает совершенство и чёткость прорисовки. Хотя среди них можно увидеть и явно ученические работы, которые крепостные художники явно расписывали «для себя» по собственным эскизам.
Использование копий для декорирования фарфора не бфло прерогативой завода в Архангельском, с соответствующий период этот прием использовался довольно часто. Считается, что это было одним из проявлений тенденции, когда бытовой предмет возводился до уровня подлинной эстетической ценности. При этом наиболее интересные решения в этом направлении дали

Орнаментальные мотивы, используемые художниками чаще всего традиционно классические – цветок и лепестки лотоса, листья лавра, пальметты, завитки и листья аканта, розетты,

Мастера редко прибегали к сплошному золочению предмета, но даже и в таком случае всегда оставляли тонкую белую полоску естественного фарфора или исполняли узор в технике резерва.
Составлялись декоративные композиции и из традиционных декоративных мотивов. Мастера всегда следовали строгим канонам классицизма: декор построен ясно и логично, размещен в медальонах, в виде бордюра, ограничивающегося отводками.
Самым ранним известным произведением Юсуповского завода считается тарелка 1815 года с изображением восточного воина, о которой я уже упоминала. На ней центральная миниатюра, занимающая зеркало тарелки, обрамлена широкой золоченой полосой, которая является своеобразной паузой между картинкой и насыщенным орнаментальным узором, завершающим борт. Видно, что и орнамент, и центральная миниатюра еще недостаточно совершенны. Это действительно одна из первых пробных работ крепостных мастеров.
Роспись тарелок была чуть ли не самым распространенным видом работ на Юсуповском заводе, возможно поскольку эта


Мастерам Юсуповского завода в ряде случаев удалось опоэтизировать сухие и педантичные иллюстрации научного труда. С обратной стороны тарелки помечены надписью «Арх.» на французском языке, там же проставлена дата выполнения росписи и номер страницы из французского издания. Эта серия расписывалась в период с 1824 по 1827 гг.
Мастера выполняли также серии «Цветы» и «Фрукты», но их сохранилось гораздо меньше.

Очень интересна серия тарелок с видами села Грузино Новгородской губернии. Все они имеют одинаковый орнаментальный золотой борт. На зеркале тарелок, обрамленные золотым кругом, находятся полихромно изображенные различные виды села Грузино. Оригиналом для росписи послужили литографии Ивана Семенова, крепостного архитектора графа Аракчеева. В серию, выполнявшуюся с 1821 по 1824 год, входили 36 тарелок.
При сравнении живописи по фарфору с оригиналом обращает на себя внимание умение крепостного живописца скомпоновать рисунок, изящно вписать в круг прямоугольное изображение. Мастера Юсуповского завода также сами выбирали и колористическое решение росписей, предпочитая сдержанную, лаконичную цветовую гамму, которая удачно сочетается с позолотой. На обороте тарелок - надпись «Арх,», дата и пояснительный текст.
Часто оригиналом для росписи фарфора в Архангельском служили многочисленные картины из коллекции князя Юсупова, также копировались гравюры, книжные иллюстрации и рисунки

· «Курильщица» и «Савоярка» по картинам Давида Тенирса-младшего;
· «Наяды» по картине Элизабет Виже-Лебрен;
· «Венера, утешающая Амура» по картине Бенджамена Уэста и т.д.
· Охотничьи мотивы по гравюрам Ж.Свебаха;
· Женские головки по портретам Пьетро Ротари.
Блестящее профессиональное мастерство художников Юсуповского завода прекрасно проявилось в портретной миниатюре. Моделью для этих работ был прежде всего сам князь Юсупов, который обожал свои изображения на фарфоре. Поэтому мастера выполнили изрядное количество таких работ, среди которых, например «Портрет Юсупова в испанском костюме» (копия с портрета работы Ф.Фогеля) и «Портрет Юсупова в военном мундире» (копия с портрета работы И.-Б.Лампи). Существуют также чашки с портретами крепостных актеров, также знакомых и родственников князя.

Особым разделом среди Юсуповского завода можно считать сервизы. Их сохранилось несколько:
· Антиковый (с росписью в очень необычной технике);
· Аракчеевский (с видами села Грузино);
· сервиз с видами городов и крепостей, связанных с военными действиями периода русско-турецкой войны (балканской кампании) 1828-29 гг.
· Детский сервиз, подаренный цесаревичу Александру Николаевичу;
· Многочисленные чайные и кофейные сервизы с росписями на самые разнообразные темы.
Среди них очень интересны сервизы на двоих, так называемые “tête-à-tête”, например, с видами Архангельского или с инициалами “PNI” и гербом рода Юсуповых, подаренный императрице Марии Федоровне.


Юсуповский фарфоровый завод сыграл очень большую роль в развитии фарфорового производства в России, так как его мастера в совершенстве освоили технику перенесения на фарфор копии произведений живописи, при этом создавая для

Мастера Юсуповского завода довели до совершенства классические принципы оформления изделия, чему немало способствовало то, что «живописное заведение» князя Юсупова не было коммерческим предприятием и не имело необходимости участвовать в конкурентной борьбе и делать вещи для продажи широкому потребителю.
P.S. Лучшие коллекции Юсуповского фарфора хранятся в Музее-усадьбе Архангельское
