nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ: БИОГРАФИЯ В ДВУХ СЛОВАХ
      Владимир Боровиковский родился на Украине в Миргороде 4 августа 1757. Его отец, Лука Иванович Боровик, был по происхождению казаком, а также весьма известным в Миргороде иконописцем, чьи иконы и сейчас можно найти как в церквях близ Миргорода, так и в музеях. Семейные традиции требовали, чтобы Владимир пошел на военную службу (военными были и его отец, дед, дядя и братья), но, получив чин поручика, он предпочел уйти в отставку и полностью посвятить себя живописи.
        Поначалу Боровиковский учился иконописи у своего отца и до 1788 года жил в Миргороде. Несколько написанных им в этот период икон хранятся в киевских музеях, а также в Русском музее Санкт-Петербурга.
       Решающее влияние на творческую судьбу Боровиковского оказала поездка Екатерины II в Крым, состоявшаяся в 1787 году. Известный в ту эпоху поэт Василий Капнист, исполнявший также обязанности предводителя дворянства Киевской губернии, попросил художника декорировать одну из комнат дома в Миргороде, предназначенных для покоев императрицы. Боровиковский выполнил две аллегорических композиции (в том числе, одну, изображающую ПетраI в виде пахаря), которые произвели на гостей столь сильное впечатление, что молодого живописца пригласили в Петербург.
      20 октября 1787 года Боровиковский подписал документ о разделе имущества, завещанного ему отцом, и навсегда покинул Миргород. В Петербург он приехал в 1788 году. Там его ближайшим другом стал архитектор Николай Львов, в доме у которого художник прожил первые десять лет своей столичной жизни. Предполагается, что Боровиковский мог быть учеником Дмитрия Левицкого, который стал одним из его близких друзей. С 1792 года он занимался у Иоганна Батиста Лампи Старшего, австрийского живописца, работавшего в России.
      Есть устойчивая, но не подтверженная документально легенда, что покидая Россию, Лампи передал Боровиковскому свою мастерскую. Здесь художник жил и работал до конца своих дней. В 1790-е – 1800-е годы Боровиковский создал свои самые знаменитые портреты, написанные в жанре сентиментализма: «Портрет М.И.Лопухиной»(1797), «Портрет А.И.Безбородко с дочерьми»(1803).
      В 1794 году Боровиковский получил звание «назначенного» за портрет ЕкатериныII, а с 1795 года стал академиком за портрет великого князя Константина Павловича. Примерно в это же время изменяется стиль его письма,  на смену сентиментализму в его творчестве приходит стиль ампир, более величавый и демонстративный.
      Боровиковский был одним из самых знаменитых портретистов своей эпохи, но кроме портретов он писал также и композиции на религиозные темы, иконы, миниатюры. С 1802 года Боровиковский являлся советником Академии художеств. Кроме того, в 1810-11 годах художник участвовал в живописных работах по оформлению Казанского собора, для которого он написал 10 икон.
      Кстати, участие Боровиковского в этом грандиозном государственном проекте оговаривалось в документах особо:
      «…Хотя и не занимает в Академии никакого класса, но искусство и талант сего художника по части портретной живописи дают ему место между первейшими художниками…»
      С 1800-х годов художник увлекся мистицизмом, известно, что с 1802 года он состоял членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (так же, как и Дмитрий Левицкий). Впрочем, авторитарный стиль руководства ложей, который был свойственен ее магистру А.Ф.Лабзину вскоре заставил художника покинуть ее. Через несколько лет, в 1819 году Боровиковский вступил в так называемый «Союз братства», основанный скандально  известной в то время прорицательницей Е.Ф.Татариновой. Поначалу посещения собраний «Союза» очень воодушевляли художника, он чуть ли не плакал во время общих радений, и «чувствовал себя свободно и легко». Но затем он разочаровался и в этой форме духовной жизни: «Я пришел в крайнее уныние… Одно высокомерие, горость и презрение…», и предпочел искать истину и вдохновение по старой русской традиции в водке и роме.
       Боровиковский был человеком очень замкнутым, но все современники отмечают его необыкновенную доброту, которая была  частью его глубоких внутренних убеждений:
      «…Все счастие наше во взаимной любви, по мере удаления любви умножаются бедствия наши…»
Он всегда старался заботиться о своих учениках, которых у него было немало, хотя он и не преподавал никогда официально в Академии художеств. Многие из них, как, например, Алексей Венецианов и Иван Бугаевский-Благодарный жили в его доме на правах членов семьи, а он помогал им не только своими связями и советами, но и материально.
       Существуют свидетельства, что в пожилом возрасте Боровиковский стал очень сентиментален, он часто вспоминал своего отца, слушал украинские песни, сам наигрывал их и пел, что вызывало у него слезы ностальгии. Боровиковский был исключительно одиноким человеком. Он никогда не был женат и практически не поддерживал близких отношений с родственниками, оставшимися на Украине. В тоже время он мечтал вернуться на родину, чтобы закончить свои дни именно там:
      «…Я решился, кончивши мои обязанности, распрощавшись с Петербургом, сердечно желаю остаток дней препроводить с вами и всеми родными нашими…», - так писал он родственникам еще в 1797 году.
      Боровиковский умер от разрыва сердца18 апреля 1825, когда ему было 68 лет. Он заранее оставил соответствующие распоряжения и завещал похоронить себя безо всяких церемоний. Сразу после его смерти Венецианов, оценивая его вклад в русское искусство, пожелал написать его биографию, и с тех пор творчество Боровиковского вызывает неизменный и вполне закономерный интерес и у специалистов, и у широкой публики.
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments