nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ: БИОГРАФИЯ В ДВУХ СЛОВАХ
       Отец Дмитрия Левицкого, Григорий Левицкий происходил из старинного украинского рода. Фамилия его предков была Нос, но сам Григорий Кириллович каким-то образом сменил ее на более звучную. Он, как и большинство мужчин в его семье, был священником. В 1680 году Григорий Левицкий получил приход в местечке Маячка на Полтавщине. Позднее, там же служили еще несколько поколений Носов.
       Однако Григорий предпочел отдать этот приход в наем другому священнику и уехал путешествовать. Согласно фамильному преданию, сохранившемуся в семье, он побывал в «немецких землях», и вернулся оттуда, освоив ремесло гравера.
      Его сын Дмитрий родился предположительно в мае 1735 года в Киеве. Вероятно, именно отец привил мальчику любовь к искусству и дал первые уроки гравировального ремесла.
       В 1752 году Дмитрий Левицкий познакомился с известным художником Алексеем Антроповым, который приехал в Киев, чтобы руководить оформление Андреевского собора. Работы длились около трех лет, после этого Антропов вернулся в Петербург. Предполагается, что Левицкий уехал в столицу вместе со своим наставником либо сразу после него.
      Левицкий обосновался в Петербурге в 1761 году.Согласно официальным записям в это время он числился учеником Антропова. Чем он занимался предыдущие три года между отъездом из Киева и появлением в Петербурге достоверно неизвестно. Есть версия, что некоторое время Левицкий провел в Москве, но никаких доказательств этого, равно как и сведений о том, чем он там занимался, нет.
       Летом 1762 года в Москве Левицкий принимал участие в работе над оформлением четырех триумфальных ворот, поставленных связи с коронацией Екатерины II. Через год он снова участвовал в официальном проекте: вместе с художником В.Васильевским писал  иконостасы для двух московских церквей (великомученицы Екатерины и святых Кира и Иоанна), выстроенных Екатериной в память о своем восшествии на престол.
       Интересно, что в 1766 году, когда возникла необходимость обновить оформление коронационных триумфальных ворот, чиновники Канцелярии от строений обратились с просьбой заняться этой работой напрямую к Левицкому. Он осмотрел фронт работ и заявил, что меньше, чем 6000 рублей за заказ не возьмет и «торговатца» не желает. Сумму сочли непомерной, а поскольку за работу больше никто не рискнул взяться, в конечном итоге Екатерина лично приказала разобрать ворота. Показателен в этой истории тот факт, что художник совершенно наглым образом осмелился диктовать правительству свои условия, а значит, уже имел достаточно высокий статус в соответствующей среде.
       Закончив свою работу в Москве, Левицкий отправился в Петербург, хотя и не имел на тот момент никаких карьерных перспектив. В 1770 году он представил на первой в России публичной выставке в Академии художеств «Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова», за который получил звание назначенного академика. А с 1771 года Левицкий стал руководить портретным классом Академии. Эту должность он занимал вплоть до 1787 года.
       С начала 1770-х годов он становится одним из самых модных портретистов Петербурга. Последующие шестнадцать лет считаются самыми плодотворными в его творческой жизни. Художник пишет многочисленные портреты и заказные, и имеющие государственное значение, но также он работает и для себя,  запечатлевая на полотнах образы своих близких и друзей. Одной из самых известных портретных серий Левицкого этого периода является серия портретов воспитанниц Смольного института, выполненная в 1773-1776 годах.
       Все в жизни Левицкого внешне складывается достаточно удачно. Он женат, имеет дочь Агафью, которая в 1785 году выходит замуж. Художник живет в собственном доме с прислугой в престижном районе на Кадетской линии, а за особые заслуги на службе в Академии в 1782 году его даже поощряют двойным окладом. С 1776 года Левицкий является советников Академии.
      Однако в 1787 году художник неожиданно подает прошение об отставке, сославшись на проблемы со здоровьем, и его немедленно увольняют. Такая скорость для бюрократии тех времен была достаточно нетипична. Причины, по которым Левицкий предпочел уйти в отставку, до сих пор точно не установлены. По крайней мере, никаких документов, подтверждающих версию о тяжелой болезни, случившейся с ним в это время, исследователи так и не нашли.
       Информации о том, чем занимался художник после 1787 года немного. Известно, что в 1790-1793 годах Левицкий выполнил серию портретов великих княжон, дочерей Павла I, а в 1794 году – портрет Екатерины II в рост по оригиналу Иоганна Батиста Лампи Старшего для Александро-Невской лавры. Так что, очевидно, что он не потерял ни заказчиков, ни связей при дворе.
      Также известно, что в эти годы Левицкий был особо тесно связан с масонами, которые тогда оказывали большое влияние на политическую и культурную жизнь России. Художник был близко знаком с А.Ф.Лабзиным, Н.И.Новиковым, сам состоял в ложе «Умирающий сфинкс». Предполагается, что верность масонству Левицкий сохранил до конца своей жизни, но в 1810-х годах он вышел из ложи, поссорившись по неизвестной причине с А.Ф.Лабзиным (также, как и Владимир Боровиковский).
       В 1807 году Левицкий вновь вернулся в Академию художеств, на сей раз в качестве члена Совета. Но с этого времени у него обострилась болезнь глаз, он фактически начал слепнуть и больше уже не работал.
       С 1818 года Левицкого перестали приглашать на заседания Совета Академии, а по Петербургу распространились слухи, что он окончательно ослеп и одряхлел. Вероятно, эта окончательная отставка связана с тем, что в этом году вице-президентом Академии стал недруг Левицкого А.Ф.Лабзин, но не стоит забывать, что художнику к этому времени было уже больше 80 лет, так что слухи о его болезнях и старческой немощи вполне могли иметь под собой реальные основания.
       Левицкий умер 7 апреля 1822 года, его смерть прошла незамеченной в обществе. Он был похоронен семьей на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments