
Василий Поленов появился на свет в Петербурге 20 мая 1844 года, и, можно сказать, что как будущему художнику ему повезло родиться в семье, изначально связанной с миром гуманитарных наук и искусства. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, а, кроме того, участвовал в подготовке реформ, отменивших в России крепостное право. Мать Василия, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, была внучкой знаменитого архитектора Николая Львова, в юности занималась портретной живописью под руководством академика живописи Константина Молдавского, писала детские книги.
Атмосфера в доме уже с раннего детства вводила и Василия, и его старших братьев Алексея и


Поленов начал систематическое обучение живописи с 1859 года. Его первым наставником был тогда еще студент Академии художеств Павел Чистяков, в будущем один из самых любимых преподавателей Академии, в классе которого занимались очень многие в будущем знаменитые русские художники. Чистяков отмечал, что уже в ранней юности Поленов был выдающимся колористом.

Его отец не возражал против увлечения сына искусством, но, все же настоял на том, чтобы тот получил более серьезную профессию, нежели художник. В итоге, юноша поступил сначала на физико-математический факультет Петербургского университета, а позднее перешел на

Вместе с Ильей Репиным, который также получил такую возможность, Поленов на четыре года отправился за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции и смог лично познакомиться с новейшими направлениями в европейском искусстве, такими, например, как пейзажная живопись барбизонцев и импрессионизм. За границей Поленов много работал, особенно в Нормандии, в местечке Вёль.
В Риме Поленов познакомился с известным меценатов Саввой Мамонтовым, и эта дружба продолжалась долгие годы. Поленов стал одним из виднейших участников абрамцевского кружка,

Вернувшись в 1876 году в Россию, Поленов отправился на войну, сначала на сербско-черногорско-турецкую, затем на русско-турецкую, где он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (будущего императора Александра III).
В 1877 году благополучно возвратившись с войны, художник переехал в Москву, а через год стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, показав на VI выставке Товарищества свою картину «Московский дворик», которая знаменовала зарождение в России жанра «интимного

В 1881-1882 года, для подготовки к работе над картиной «Христос и грешница», Поленов совершил путешествие на Восток, посетив, в том числе Палестину, откуда привез огромное количество эскизов и набросков, которые, в сущности, имели самостоятельное художественное значение, причем более существенное, чем картина, ради которой все затевалось.
По возвращении в Россию художник возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где проработал двенадцать лет. Среди его учеников были Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Александр Головин, Илья Остроухов, Абрам Архипов, Сергей Малютин.
Поленов активно участвовал и в общественной художественной жизни, организуя вместе с женой и своей сестрой Еленой, акварельные и рисовальные вечера, которые пользовались огромной популярностью у московской художественной общественности.

В 1892 году было закончено строительство нового дома в усадьбе «Борок», на участке земли, который Поленов приобрел в селе Бехово на берегу Оки. Поленов вел строительство по собственному проекту, желая создать в своем имении художественную мастерскую и первый провинциальный общедоступный музей, основу собрания которого составляли коллекции четырех поколений семьи Поленовых:
«…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится…» (из письма Василия Поленова к Ивану Цветаеву 27 октября 1904 года).
В соседнем селе Бехово он построил для крестьян Троицкую церковь и основал народный

Заслуги художника признала и новая власть. В 1926 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, одному из первых в стране.
Через год, 18 июля1927 года Поленов скончался в собственной усадьбе «Борок», которая теперь называется Поленово и является музеем-усадьбой, и был похоронен на деревенском кладбище.
Такая вот абсолютно ровная и гладкая, сугубо положительная творческая жизнь…