nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ: БИОГРАФИЯВ ДВУХ СЛОВАХ

         Василий Поленов появился на свет в Петербурге 20 мая 1844 года, и, можно сказать, что как будущему художнику ему повезло родиться в семье, изначально связанной с миром гуманитарных наук и искусства. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, а, кроме того, участвовал в подготовке реформ, отменивших в России крепостное право. Мать Василия, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, была внучкой знаменитого архитектора Николая Львова, в юности занималась портретной живописью под руководством академика живописи Константина Молдавского, писала детские книги.
         Атмосфера в доме уже с раннего детства вводила и Василия, и его старших братьев Алексея и
Константина, и его сестер Веру и Елену, также в будущем известную художницу, в мир высокого искусства и науки.
        Поленов начал систематическое обучение живописи с 1859 года. Его первым наставником был тогда еще студент Академии художеств Павел Чистяков, в будущем один из самых любимых преподавателей Академии, в классе которого занимались очень многие в будущем знаменитые русские художники. Чистяков отмечал, что уже в ранней юности Поленов был выдающимся колористом.
        В возрасте десяти лет Василий впервые побывал в родительском имении Имоченцы в Олонецкой губернии, и уже тогда зародилось его восхищение природой, сохранившееся на всю жизнь, и, во многом, определившее его творческий путь. В 1861 году из этого имения Василия отправили учиться сначала в Петрозаводск, а затем, после того, как он окончил Петрозаводскую гимназию – в Петербург.
        Его отец не возражал против увлечения сына искусством, но, все же настоял на том, чтобы тот получил более серьезную профессию, нежели художник. В итоге, юноша поступил сначала на физико-математический факультет Петербургского университета, а позднее перешел на юридический. В 1871 году Поленов защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам» и получил степень кандидата прав. Одновременно с учебой в университете Поленов начал посещать занятия в Академии художеств и перешел в натурный класс уже в качестве штатного студента. В 1871 году он получил Большую золотую медаль в Академии за картину «Воскрешение дочери Иаира», а вместе с наградой и право на заграничную стажировку.
         Вместе с Ильей Репиным, который также получил такую возможность, Поленов на четыре года отправился за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции и смог лично познакомиться с новейшими направлениями в европейском искусстве, такими, например, как пейзажная живопись барбизонцев и импрессионизм. За границей Поленов много работал, особенно в Нормандии, в местечке Вёль.
         В Риме Поленов познакомился с известным меценатов Саввой Мамонтовым, и эта дружба продолжалась долгие годы. Поленов стал одним из виднейших участников абрамцевского кружка, оформлял спектакли в мамонтовской Частной опере, проектировал как архитектор церковь Спаса Нерукотворного, впоследствии возведенную в Абрамцево. В 1882 году он женился на двоюродной сестре Елены Мамонтовой, художнице (и дочери московского промышленника) Наталии Якунчиковой, с которой тоже познакомился в Абрамцево. В браке родились шестеро детей, двое сыновей и четыре дочери, но старший сын Федор умер в двухлетнем возрсте.
         Вернувшись в 1876 году в Россию, Поленов отправился на войну, сначала на сербско-черногорско-турецкую, затем на русско-турецкую, где он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (будущего императора Александра III).
         В 1877 году благополучно возвратившись с войны, художник переехал в Москву, а через год стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, показав на VI выставке Товарищества свою картину «Московский дворик», которая знаменовала зарождение в России жанра «интимного пейзажа».
         В 1881-1882 года, для подготовки к работе над картиной «Христос и грешница», Поленов совершил путешествие на Восток, посетив, в том числе Палестину, откуда привез огромное количество эскизов и набросков, которые, в сущности, имели самостоятельное художественное значение, причем более существенное, чем картина, ради которой все затевалось.
         По возвращении в Россию художник возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где проработал двенадцать лет. Среди его учеников были Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Александр Головин, Илья Остроухов, Абрам Архипов, Сергей Малютин.
         Поленов активно участвовал и в общественной художественной жизни, организуя вместе с женой и своей сестрой Еленой, акварельные и рисовальные вечера, которые пользовались огромной популярностью у московской художественной общественности.
       В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Восток, на этот раз, собирая материал для своего грандиозного цикла «Из жизни Христа», который был завершен в 1909 году. Выставка, представившая этот цикл работ публике, вызвала широкий общественный резонанс, и явилась одним из самых значительных художественных событий начала 20 века в России.
         В 1892 году было закончено строительство нового дома в усадьбе «Борок», на участке земли, который Поленов приобрел в селе Бехово на берегу Оки. Поленов вел строительство по собственному проекту, желая создать в своем имении художественную мастерскую и первый провинциальный общедоступный музей, основу собрания которого составляли коллекции четырех поколений семьи Поленовых:
         «…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится…» (из письма Василия Поленова к Ивану Цветаеву 27 октября 1904 года).
        В соседнем селе Бехово он построил для крестьян Троицкую церковь и основал народный театр.Поленов вообще много занимался театром, с 1913 года он даже возглавлял секцию народных театров при московском Обществе народных университетов.
         Заслуги художника признала и новая власть. В 1926 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, одному из первых в стране.
         Через год, 18 июля1927 года Поленов скончался в собственной усадьбе «Борок», которая теперь называется Поленово и является музеем-усадьбой, и был похоронен на деревенском кладбище.
         Такая вот абсолютно ровная и гладкая, сугубо положительная творческая жизнь…
 
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments