nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ГРАВЮРА, ОФОРТ, ЭСТАМП…

         Термины «гравюра», «офорт», «эстамп» относятся к области графики, особой формы изобразительного искусства. От живописи графика отличается материалом, на который наносится изображение (чаще всего это бумага), небольшими размерами (бывают и редкие исключения) и особыми техниками, которые используют художники.
          Все эти понятия обобщает также и их принадлежность к печатной графике, которая считается и самым актуальным и самым доступным для широкой публики видом изобразительного искусства. Изготовление любых произведений печатной графики требует обязательного присутствия четырех компонентов: доски, или поверхности, на которую наносится рисунок; инструментов, с помощью которых ведутся работы; печатной краски; самого процесса печатания, получения оттиска.
          Обобщающим термином здесь является эстамп – вид графики, где используется оттиск с печатной формы. Гравюра, также как литография, шелкография и монотипия,  является одним из видов эстампа, а офорт – это особый вид гравюры. Гравюра печатается с доски, обработанной различными способами гравирования. То есть предварительно на доску, с которой печатают гравюру, наносят рисунок, который или процарапывают металлическими инструментами, или протравливают различными химическими препаратами. Последний вариант называется офортом.
          Изучая гравюру, выделяют три ее основных вида:
         - выпуклая, когда с поверхности доски удаляются все места, которые при печати должны остаться белыми, а то, что должно остаться на готовом изображении остается нетронутым. В качестве основы для такой гравюры может выступать деревянная доска (такой вид называется ксилография) и линолеум, реже можно встретить выпуклую гравюру на металле.
          - углубленная, когда изображение наносится в виде царапин, желобков или борозд. Потом в эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. По краям доски от этого давления станка на бумаге остаются углубления, которые отделяют рисунок от полей. Так чаще всего делают гравюру на металле, к которой относится и офорт, а также гравюра резцом.
         - плоская гравюра, когда и изображение, и фон находятся на одном уровне, а поверхность каменного основания обрабатывается особыми химическими реактивами так, что при печати краска наносится только на определенные места на бумаге, а фон остается нетронутым. Такая техника называется литографией (если в качестве основы используется камень) или альграфия (если основой является алюминий).
          Все упомянутые выше графические формы имеют общее название «станковая графика». Ее отличие заключается в том, что она не имеет практического применения, в отличие от графики книжной, промышленной или плакатной. Впрочем, когда художники изобрели эти более дешевые и технически простые способы создавать изображения, произведения искусства стали гораздо доступнее самым широким слоям населения. Гравюрой в отличие от дорогой картины могли украсить свое жилище самые бедные люди и тем самым приобщиться к прекрасному или даже получить какую-то новую информацию, поскольку гравюры делали и на «злобу дня».
          Самыми знаменитыми европейскими мастерами-граверами считаются Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. Среди коллекционеров особо ценятся первые оттиски с досок, собственноручно изготовленных художниками, и такая гравюра по цене может достигать уровня хорошей картины.
          Когда европейцы в 19 веке открыли для себя искусство Японии, оказалось, что там тоже печатают гравюры. Особенно замечательными были цветные ксилографии, изображавшие, например, знаменитую гору Фудзи, другие пейзажи, жанровые сценки или женские портреты. Самыми известными японскими мастерами ксилографии называют Утамаро и Хокусико Хокусая.
          Начиная с эпохи Петра I, искусство гравюры стало распространяться и в России. Эти ранние гравюры очень интересны не только с художественной, но, возможно даже больше с исторической точки зрения, потому что эта техника, более быстрая в исполнении отражала все самые заметные события в политической, светский и культурной жизни нашей страны, и, особенно новой столицы Санкт-Петербурга.
          Затем, постепенно роль гравюры как средства массовой информации сходит на нет, ее заменяют газеты и фотографии, и в ХХ веке гравюра остается лишь одним из видов художественной графики. Единственным ее практическим использованием остается иллюстрирование  книг. И в этом русские художники-графики, например, В.Фаворский или А.Кравченко, достигают заметных высот.
          Художественные музеи, даже провинциальные, как правило, обладают очень приличными собраниями гравюр, но не всегда их выставляют. Демонстрировать графику вообще гораздо сложнее, чем живопись. Бумажная основа очень легко портится, достаточно того, чтобы в зале оказался слишком влажный воздух или слишком яркий солнечный свет. Да и посетители редко останавливаются, чтобы рассмотреть эти небольшие и зачастую черно-белые листы. А жаль, ведь изучая гравюру, можно получить о нашем прошлом гораздо больше подробной и достоверной информации.


  На выставке гравюр Дж.Пиранези в Пушкинском музее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments